Юный техник 1984-11, страница 12

Юный техник 1984-11, страница 12

щиков Анатолий Дмитриевич Бычков родом из Курской области, а приехал на БАМ... Впрочем, все по порядку.

КАРЬЕРА ТОННЕЛЬЩИКА БЫЧКОВА

Он так мне сразу и сказал:

— Я еще мальчишкой все думал, как бы себе карьеру сделать!..

Вот так признание! «Карьера», «карьерист» — не пользуются у нас уважением эти слова. Но Анатолий Дмитриевич начал рассказывать о своей жизни, а я послушал и подумал: не в словах дело, главное — что у человека за ними стоит!

«Карьера» Бычкова началась с Братской ГЭС. На ее строительство Анатолий приехал, демобилизовавшись из армии. А дальнейший его жизненный путь напоминает железнодорожную магистраль, на которой нет ни разъездов, ни полустанков — одни крупные станции. На строительстве трассы Абакан — Тайшет (следующая «станция» после Братска) Анатолий облюбовал себе профес -сию тоннельщика. Собственно, специальности с таким названием нет. Есть в тоннеле проходчики, есть бетонщики, есть взрывники, есть монтажники... Сегодня бригадир бетонщиков Бычков уже не припомнит, с какой из этих ипостасей тоннельного дела начал два десятилетия назад. В каждой из них он имеет наивысший, шестой разряд.

Строил Бычков тоннели и в Якутии, и на Черноморском побережье Кавказа, и на Алтае, и

в Армении, и в Ташкенте, где тоннели назывались иначе — метро. Разница невелика: и там тоннель, и здесь тоннель... А потом, в семидесятых годах, начался БАМ. Все его тоннели строил Бычков, ни одного не пропустил. «Если надо будет, я могу тоннель один прокопать,— говорит он.— Конечно, очень медленно получится. Но прокопаю. Вот этими руками...»

Смотришь на его руки — и всякие сомнения отпадают...

Бетонщик на тоннеле — это специфический бетонщик, не такой, как на обычном строительстве. Вот прошли проходчики и взрывники, все что надо взорвали, расчистили и вывезли, монтажники установили крепь. А позади них идет самоходная гидравлическая крепь — опалубка. Здесь ее называют «сагой», по названию фирмы «Сага Когио» — она японского производства. Три дня работы саги — это 12 метров готового тоннеля, с гладким забетонированным сводом, хоть фрески на нем рисуй. Номинально сага делает все сама: гидравлическими поршнями накрепко прижимается к стене, подъезжает бетоновоз, шланг его герметически присоединяют к точно такому же шлангу саги, и цементный раствор под давлением 6 атмосфер поступает за опалубку. Когда датчик покажет, что «коробочка» полна, подачу раствора отключают и ждут, пока цемент затвердеет. После этого опалубка разгерметизируется и переезжает на новое место по тем же рельсам, что проложила буровая установка, гул которой слышится далеко впереди. Вроде бы и вся работа!.. Но обслужить

10