Юный техник 1984-11, страница 35

Юный техник 1984-11, страница 35

из них. В физике, если сложить два сигнала одной частоты, суммарная мощность может быть больше, чем у каждого в отдельности, а может быть и меньше. Это зависит от фазы сигналов. Если же сигналы приходят, как говорят физики, в противофазе, они могут взаимно уничтожать друг друга. При этом дельфин, к которому сигналы придут в противофазе, естественно, ничего не услышит. Так что на «одной ноте» под водой не поговоришь: интерференция — помеха куда более серьезная, чем «разговор» рыб или шум приближающегося шторма.

Итак, частота дельфиньих свистов плавно меняется во времени. Для чего же?

Исследователи многократно записывали на магнитную ленту эти разнообразные звуки, и некоторые ученые даже пришли к выводу, что у дельфинов существует свой словарь. Действительно, отдельные звуки — фонемы человеческой речи — тоже отличаются друг от друга частотой. И сигналы, которыми обмениваются дельфины, вполне можно принять за осмысленную речь. Но особенностям разговора дельфинов можно найти и инженерное объяснение.

Дело в том, что, каковы бы ни были отражения под водой, интерференция не может уничтожить сигнал, если частота его переменна. Правда, из-за интерференции в нем образуются пульсации (примерный вид суммарного сигнала, образующегося при наложении отраженного от поверхности воды или дна «эха» на основной сигнал, показан на первом рисун

ке), но средняя мощность сигнала остается постоянной.

Получается, что сигнал переменной частоты отлично слышен даже при малой мощности. Так что с инженерной точки зрения эволюцию не упрекнуть в недоработке — система связи дельфинов очень эффективна и надежна — ведь помехи, напомним, куда меньшее зло, чем исчезновение сигнала при интерференции.

СРЕДСТВО СВЯЗИ ИЛИ СВЕРХЛОКАТОР!

Конечно, то, что дельфины умеют бороться с интерференцией, вовсе не значит, что они не способны общаться с помощью звуков. Просто нужно учитывать, что звуковые вариации, которые одно время принимали за слова, на самом деле могут быть объяснены с инженерной точки зрения. Если же исходить из разнообразия издаваемых звуков, то летучие мыши — еще более вероятные кандидаты в мыслящие существа, чем дельфины.

Судите сами: ультразвуковые импульсы, которые излучают летучие мыши во время полета, практически не направлены, скажем, как луч лазера, а словно предназначены «всем, всем, всем». Кроме того, эти сигналы очень разнообразны по форме и длительности. Некоторые виды мышей изменяют частоты колебаний в продолжении всего импульса, другие — только в его начале или только в конце. Есть мыши, предпочитающие варьировать только среднюю часть импульса. Частоту колебаний летучие мыши изменяют

3 «Юный техник» №11