Юный техник 1984-11, страница 8

Юный техник 1984-11, страница 8

Первое, что я увидел, прилетев в Чару,— табличка с надписью: «До сбойки Кодарского тоннеля осталось 216 погонных метров». Написано было краской, кроме цифры, она — мелом. Такую табличку я встречал на Читинском участке БАМа ежедневно, в какую бы точку ни приезжал, и цифра с каждой «встречей» несколько уменьшалась. Но, видно, происходило это не так быстро, как всем хотелось. Только и слышалось вокруг: «Кодар... Кодар!.. Что с Кодером?..»

КАК «ЛЕГКО»

СТРОИТЬ СЕВЕРОМУЙСКИЙ

ТОННЕЛЬ И КАК ТРУДНО — КОДАРСКИЙ

Меня спросили: «Знаешь, что такое наледь?» Мне казалось, что я знаю...

Наледь — это замерзшая вода, только и всего. Идешь, а она похрустывает под ногами. Но это — если маленькая наледь, тонкая ледяная корочка в рытвинах дороги. Хуже, когда наледь большая и образуется там, где надо пройти автомобилю, трактору, автокрану, путеукладчику... Хитрая вещь наледь, опасная и коварная. Неизвестно, что под ней. Более того, если дело происходит зимой (а это девять месяцев в году), не всегда видно, где кончается наледь и где начинается «нормальная», покрытая снегом земля или лед замерзшей реки.

Пример — вот он, поселок тоннелестроителей Кодар. Место для него выбрали на живописном берегу рыбного озера

Малое Леприндо. Строили поселок зимой. А потом настало лето. Растаяла огромная наледь. И оказалось, что Кодар стоит не над озером, а в нескольких сотнях метров от него...

На БАМе природа то и дело задает людям подобные загадки. И хорошо еще, если последствия относительно безобидны, как в описанном случае с поселком. Строительство Кодарского тоннеля — пример неприятностей куда более серьезных.

Первым моим собеседником в Кодаре оказался бригадир комсомольско - молодежной комплексной бригады западного портала тоннеля Василий Безридный. Проходчик хоть и молодой, но с огромным опытом. Кстати, впервые повстречав его, я подумал, что он шофер (Василий сидел за баранкой грузовика). Потом я увидел, как он управлял буровой установкой, монтировал крепь, грузил породу, слесарил, плотничал... Вот что такое работать на БАМе, даже бригадиром!

— До этого тоннеля мы строили Северомуйский,— сказал мне Безридный.— В нем было больше пятнадцати километров, а в Кодарском нет и двух. И все-таки, хоть верь, хоть нет, лучше бы нам сейчас пройти те пятнадцать!..

Наверное, не все знают, как вообще строят тоннели, так что надо бы сказать об этом несколько слов. Технология тоннельной проходки вроде бы не так уж и сложна. Работу начинает автоматическая самоходная буровая установка. Она бурит отверстия в скале (проходчики называют их шпурами), закладывает в них взрывчатку,

6