Юный техник 1985-04, страница 27

Юный техник 1985-04, страница 27

Выучка много значит

Вспоминая свои фронтовые дороги, Петр Яковлевич говорит:

— Находчивость и выдержка в нашей профессии многое значили.

Но не только они выручали фронтового шофера. Знание техники, своей машины, выучка — вот основа основ. А у многих выучка была еще довоенной. Вот как сам Кучко вспоминает свою учебу на шофера.

— После семи классов поступил я в ФЗУ, где готовили слесарей по автоделу. Первое время растерялся: уж очень было много схем — думал, не разберусь в них. Но преподаватели у нас оказались очень толковыми, объясняли все понятно и доходчиво. Многое я запомнил наизусть, как стихотворение. После года обучения я уже хорошо разбирался в машинах, мог легко, например, различить по шуму работающего двигателя его тип. По окончании ФЗУ мне присвоили самый высокий разряд и направили в гараж. С удовольствием работал в нем, только вот завидовал водителям: самому хотелось на машину. Однажды, словно прочитав мои мысли, говорит мне заведующий гаражом:

— У нас тут машина освободилась, хочешь на нее?

Еще бы не хотеть! Я чуть было не подпрыгнул от радости.

— Сам буду обучать тебя. Завтра и начнем.

Целый месяц возился он со мной. Требовательным и щепетильным оказался мой первый учитель. Семь потов, как говорится, сгонял с меня каждый день. Но я не жаловался, знал,

что «трудно в ученье, легко в бою». Потом были у меня и другие учителя, и ко всем их советам я прислушивался, верил — пригодятся.

В автороте, куда я попал в начале войны, водителей оказалось больше, чем машин. Старшина, придирчиво оглядев пополнение, сказал:

— У нас есть «газики», но они требуют ремонта. Так что к делу.

«Требуют ремонта»— мягко сказано. У одной машины был разобран двигатель, у другой отсутствовали колеса и кузов, у третьей не было кабины и заднего моста...

Стал я свою машину подлатывать, подклепывать. Отладил двигатель, отремонтировал кабину.

До сих пор помню, как крутанул ручку, как чихнула сизым дымом выхлопная труба как затряслась моя полуторка. Сел,

25