Юный техник 1985-06, страница 44

Юный техник 1985-06, страница 44

ка открываются, силясь что-то сказать. Но видел все это я один. Ни Андрей, ни другие сотрудники музея не придавали стеле большого значения. Быть может, потому и стояла плита в углу — не нужный никому белый кусок мрамора.

— Ты фантазер, пишешь фантастические рассказы,— говорил Андрей.

— Расскажи мне о ней подробнее,— просил я.— Все, что знаешь.

И мы усаживались на диван в его уютной квартире, ставили на плиту кофейник, включали настольную лампу.

— Ты помнишь, конечно,— говорил он,— царя Агамемнона, предводителя греческого войска, изображенного Гомером в «Илиаде». Он отличался непомерной гордостью и жестоко страдал от своего дурного характера. Во время осады Трои он убил на охоте лань и похвалялся, что выстрелу такому позавидовала бы сама Артемида. Богиня разгневалась и лишила греков попутного ветра. Уступая требованиям войска, и главным образом Одиссея, Агамемнон был вынужден принести в жертву богам свою дочь Ифигению. В момент жертвоприношения Ифигения была похищена с алтаря Артемидой и заменена ланью. Сама же она была перенесена в Тавриду и сделана жрицей в храме Артемиды.

— Так, значит, храм, который находится за городом...

— Да это тот самый храм. От него немного осталось — войны, стихийные бедствия... В храме этом Ифигения должна была убивать на алтаре всех чужеземцев, терпевших кораблекрушение у берегов полуострова. Позже, возвратившись в Грецию, Ифигения продолжает служить Артемиде в ее храме.

— Выходит, у скифов в Тавриде Ифигения превращается в богиню Деву?

— Да-

— Об Ифигении, насколько я знаю, писали и в античности, и в новое время.

— Сюжет этот разрабатывался многими авторами. Эсхил и Софокл, Еврипид, Гесиод, потом римляне, а потом и в европейском искусстве использовали миф о ней. Об Ифигении писал Гёте.

И снова стоял я перед белым куском мрамора, а юная женщина, слегка приоткрыв губы, неслышно шептала какие-то слова.

2

Сейчас можно за субботу и воскресенье слетать из Москвы в Крым, сделать нужное тебе дело и вернуться обратно...

Табличка: «Музей закрыт по техническим причинам». Но дверь легко открылась, я оказался в полумраке коридора, увидел экспонаты, стоящие вдоль стен.

Тишину нарушало слабое потрескивание. Как от электрических разрядов. А самый дальний от двери угол заполняло собой теплое свечение.

Оттуда, из угла, где должна была находиться стела, лились, все обволакивая вокруг, зеленые упругие волны. Мраморная плита сто

40