Юный техник 1985-06, страница 43Уже окончательно проснувшись, я старался вспомнить все, что связано с домом под красной черепичной крышей, с городским краеведческим музеем, в котором и сейчас работает Андрей. ...Самое интересное в этом музее помещалось в углу, там, где и увидеть его толком никто из посетителей не мог. И прежде чем они добирались туда, на их голову сваливалось столько открытий, столько новых фактов узнавали они, что на этот самый угол сил обычно уже не оставалось. Едва переступив порог первого из двух залов, вы словно бы проваливались сквозь время. 3 прошлое легендарной страны у моря. Вот старинный корабль везет вино, оружие и оливковое масло из далекой Эллады в греческую колонию на берегу Тавриды — Херсо-нес Таврический. Выглядывает из-за прибрежных скал заросшее бородой свирепое лицо тавра. Звенит упругая тетива, и падает чужеземец в белоснежном хитоне на палубу слишком близко подошедшего к берегу корабля. Тавры, скифы, гунны, готы, аланы... Кого только не было здесь. Хан Мамай окончил бесславный путь у берегов Тавриды. Легендарный Афанасий Никитин прошел через эту землю. Высаживались в Крыму турки, и раненый Кутузов с черной повязкой вокруг головы вел в атаку свой батальон. Толстой, Пушкин, Чехов, эпизоды зойны, сружие, пробитая пулей каска, пулемет «максим», вороненый браунинг под стеклом витрины... А вот и заветный угол. Небольшая, метр на полтора, мраморная плита. Стела. Прежде чем подняться по узкой винтовой лестнице на чердак, в комнату, сплошь уставленную ящиками с музейным архивом — здесь работал мой друг, историк Андрей,— я всегда шел в этот темный заветный угол и стоял, стоял, совершенно забыв о времени. Плита из мрамора толщиной в десять сантиметров. Кажется, что сна светится изнутри мягким, приятным для глаз светом. Синим. Или скорее зеленым. А быть может — всеми цветами сразу. Как это получалось, я толком понять не мог. Быть может, камень впитывал в себя дневной, рассеянный в комнате свет, иные излучения и отдавал их благодарным зрителям в сумрачные осенние дни. На камне было высечено изображение. Пейзаж. Безрадостный, степной, осенний. Море на горизонте. Несколько белых колонн. Лицо женщины, словно бы выглядывающее из камня. Больше ничего. — Во времена тавров,— рассказал мне Андрей,— здесь, недалеко от города, был языческий храм. Он и сейчас есть. Точнее, развалины, которые от него остались. Море постепенно подмывает фундамент. Чудо, что сохранилось это изображение,— и он показывал на стелу. — Кто она? — спросил я его тогда. — Богиня Дева. Местный вариант греческой Артемиды. Между прочим, на этой мраморной плите,— он кивнул в угол,— приносились человеческие жерты. Да, я был благодарным зрителем и слушателем. И казалось, что молодая женщина там, внутри, навечно впаянная в кусок белого мрамора, отвечает тем-же. Иногда чудилось мне, что губы ее слег- 39
|