Техника - молодёжи 1976-01, страница 54цниах построения колорита древних икон, о линейно-композиционных приемах, употребляемых иконописцами, то есть о художественном стиле той или иной эпохи. Изменчивый союзник Глядя на изящные египетские статуэтки, украшающие одну из витрин Государственного Эрмитажа, трудно себе представить, что совсем недавно их ие существовало, а была лишь груда бесформенной крошки. Более 3 тыс. лет пролежали каменные фигурки в песке, ничуть не утратив за этот почтенный срок изысканности и красоты своих форм Но стоило перенести их под стеклянные витрины музея, началось тяжелое «заболевание» экспонатов. Соли, отложившиеся в маленьких трещинах, постепенно, но неотвратимо росли, разрушая камень, и даже самые благоприятные климатические условия не могли приостановить губительного процесса. Чтобы удалить соль при реставрации произведения, мельчайшие фрагменты вымачиваются в дистиллированной воде и пропитываются полимерным составом, укрепляющим структуру камня. Швы и щели собранных воедино кусочков заполняют- глощает пары, содержащиеся в воздухе, превращая при этом входящие в состав стекла вещества в растворы щелочей и карбонатов. Постепенно старинные флаконы, кубки, кувшины начинают «плакать» ядовитыми «слезами», которые разъедают, расслаивают и деформируют стекло. Поэтому стеклянные изделия периодически обрабатывают растворами, останавливающими вредные химические процессы, и хранят стекло в герметических витринах с искусственными осушителями. Живописные произведения, выполненные на деревянном основании, тоже подвержены разрушительной силе климата: иконы коробятся и гнутся. Выпрямляют «кривые» доски, пропитывая их обратную сторону смесью органических растворителей. А для того чтобы исследовать «поведение» доски в изменчивых климатических условиях, специалисты предлагают поместить икону в камеру, климат в которой регулируется искусственным путем. Таким образом, современная наука реставрации превращает разрушающие факторы в своих надежных союзников. Опрометчивый лозунг «борьбы с природой» иа наших глазах эволюционирует в мудрое стремление. прочного союза с ней. Как известно, время особенно не щадит бумагу и ткань, делая их хруп- до нас метод профилактической заклейки ветхих пергаментов рисовой бумагой, пропитанной ценным техническим маслом тунгового дерева (тунговое масло). А наряду со старыми, укоренившимися методами появляется множество нововведений — в частности, применение обычного полотенца из гладкого полотна для отсасывания влаги. Оно отлично впитывает влагу и менее всего другого уносит на себе рассыпающиеся кусочки бесценных бумаг В реставрации тканей есть свои трудности. Почти все памятники древнего шитья проклеивались с обратной стороны клейстером. Это придавало им прочность, а иногда даже и массивность (таковы, например, оплечья фелоней — риз священников). Очистка ткаии от клея при ее восстановлении — очень сложный процесс. Ткань погружают в горячие водно-спиртовые ванны, обдувают паром, обрабатывают в четыреххлорнстом углероде и дихлорэтане, «стирают» в водио-глицерииовых растворах. Однако кислоты могут повредить драгоценные камии, жемчуга и металлы, которыми украшали древние одежды. Например, на жемчуг разрушающг действует любая кислота, и потому при реставрации его промывают в дистиллированной воде и протирают спиртом-ректификатом. ся мастикой, которая по внешнему виду мало отличается от известмяка. Заново рожденные статуэтки водворяются в прозрачные герметические витрн-ны, и новый искусственно созданный микроклимат надолго сохранит хрул-кие бесценные экспонаты. Представление о стекле, как об инертном, химически стойком и нестареющем материале, оказывается, неверно. Под губительным воздействием почвы н атмосферы оно быстро разрушается. Поверхность стекла легко по- кими и ломкими. Большая часть материалов, применяемых художниками-графиками (бумага, пергамент, шелк, грунтованный холст и пр.), очень нестойки к внешним воздействиям. Сегодня реставрация располагает широким выбором химических реактивов для удаления пятен, антисептиков для клея н консервирующих составов, индикаторов, удаляющих из бумаги химически активные вещества. Есть тут и секреты, передаваемые художниками из поколения в поколение. Например, из древнего Китая дошел На снимках (слева направо): Специалист высшей квалификации В. Н. Суравова реставрирует керами-иу, фарфор, стекло. У камеры с искусственным микрокли-матом старший научный сотрудник Центра М. Е. Архангельский. Исследование живописных микропроб на металлографическом микроснопе. На двух снимках показаны разрушения нрасочного слоя живописи. Фрагмент иконы после реставрации. Фрагмент копии-реконструкции иконы. 52
|