Техника - молодёжи 1976-01, страница 53

Техника - молодёжи 1976-01, страница 53

неизменно сопутствовать качества, обязательные для творчества, — эрудиция, талант, мастерство. 1 огда хз'дожник-реставрагор наших дне-" будет вправе считать себя достойнмм преемником мастеров антично-ти, которые, как известно, не брались за восстановление шедевра, не убедившись в том, что спо< обиы создать по крайней мере не худшее произведение.

Посвящение в чудо

. Слабо освещенная мастерская, склонившийся над '-толом, подобно опытному хирургу, реставратор. Ловкие и осторожнее движения пальцев, снимающих размягченную спиртовым компрессом пленку живописи. Еще мгновение—и чудом уцелевшие краски /1 ревности вспыхнут «а, казалось бы, безнадежно черной поверхности доски.

В самом деле, это похоже на священнодействие, да еще с помощью таких несложных приспособлен^, как (кальпель и нашатырный спирт1

Долгое время единственными растворителями, употребляемыми u рес гач-рацнн, были cmfcch нашатырного и винного спиртов. Ети сильнодействующие вещестг-а не обладают cnoi об-исм тью выборочного действия иа красочные слои живописи и поэтому за

На снимках (с льва напрапо):

В мастерских Центра реставрации опытные специалисты- >естаьпа/opi ■ во.°врагцают произведениям искусства бы- "ю Litmr' гь и !ерьсзданное со-пер енство.

«Менская голов.(а» (работа неизвестного художника). Оминкованное железо, холст, мае/,о. <*" . > сдоланм h > 4 iiocne реставрации. Справь — rto-тоэмиссиограмма, сделанная после реставрации.

Фото Сергея Таотакг. всиого и J1 на Казани ла

частую нанос ят непоправимый ущерб произведениям. Однако многие реставраторы старшего поколения сумели достичь такой виртуозности в обращении с этими веществами, что до сих пор предпочитают спирты вновь изоб-pt енным химикатам.

Древнерусские живописцы употреблял». яичную темперу, смешивая сухой красочный пигмент (охру, лазурь, киноварь) с обыкновенным яичьым желтком, которнй служил связующим веществом.

Приготовленная для иконы доска заклеивалась с лицевой стороны грубой холстиной — паволокой — и покрывалась смегью мела или гипса с клеем — так называемым левкасом, который после высыхания полировался и приобретал гладкук . как слоновая кость, поверхность. Этот грунт и служил основой для живописи Сверху написанная икона покрывалась для прочности защитной пленкой олифы.

Как ни про"ит была связь грунта с темперными красками, она не устояла пе^ед разрушительной силой времени. Краски блекли, грунт трескался и осыпался, бактерии разрушали древесную основу произведения. Во', тогда-то у древнего «поновителя» и возникал соблазн содрать начисто шелушащуюся красочную поверхность и ча-ппгать икочу занови.

Сам процесс расчистки росписи- -по

следняя стадия работы, утверждают специалисты Всероссийского художественного науч» ^реставрационного центра имени И. Э Грабаря, важен предшест вующий «»тап, в котором ведущая роли принадлежит, безусловно, химии: с ее помощью выявляют состав и связующие Kpacrv, характер покрогной пленки. Сейчас изобретено множество новых органических растворителей, однако универ-гальных смес ей нет, да и быть не может. Вел.) каждая икона, каждый холгт требует к себе строго индиви

дуального подхода. Ту нли иную смесь применяют в зависимости от характера повреждения иконы, живописной техники древне! о художника, состава покровной пленки, наконец, от того, чем было записано «искомое*-изображение.

Обновленная работа древних мастеров нуждается в надежном защитном слое, который должен быть проз >ач-иым и эластичным, прочным и водостойким, \егко связываться с темперой и в то же время не сопротивлять-cj органическим растворителям

Для этой роли лучше всего подходят лаки, оснойанные на алкидиых смолах Поиски же более совершенных покры тий постоянно продс\жат >тся

Нерешенные проблемы? Конечно, они есть. Как бьиь, например, если под живо1 мгью XVI1 веко сохранился слой XV века? Ка.с сохранить обе бесценные реликвии? Метод перевода живописи иа новое огнованче кажется ч .более перспективным.

Иногда nojpei.tfltHHe живописного изооражеиня бывает столь большим, что восстанорить >ригииал совершенно иерозможно. Выярнть первоначаль-чый облик произведения позволяет ум .ло созданная копия-реконструкция.

С этой целью реставратором А. Овчннниконым разработана специи льная методика.

С помощью химического и спект

рального анализов подбираются грунты. пнгмегты и покрытия, идентичные тем, которые употребляли древние авторы. Затем со всех сложных деталей иконы производятся цветные макро-съемки. 11о этим слайдам, спроекти-ooBaHHbiN. на тонированную бум гу, изготовляются рисуикч (макрипро.ш-си), позволяющие изучить специфику авторского почерка, свести в логиче-сксм целое разрозн! чны" элементы авторского рчеуика. На основе этих данных возможно создание реконструкций, дающих предстарлеиие о прин-

51