Юный техник 1986-03, страница 40Однажды произошло ЧП. Поднявшись на крышу здания, которое молодые мастера готовили к реставрации, она пригрелась там на солнце, да и заснула. В результате в тот день почти ничего не успела сделать. По тем временам это была тяжелейшая провинность, грозившая очень большими неприятностями. Для начала девушку заставили написать объяснение, почему мало выработано. Надя написала все как было, не оправдываясь. Оправдываться, будучи виноватой, в ее понимании значило говорить неправду. А она так приучилась совсем не «врать», воспроизводя элементы старинных лепных орнаментов, что совершенно разучилась врать и в жизни, даже самую малость, даже в таких ситуациях, когда ее никто всерьез не осудил бы... — Ох и рассердились тогда на меня,— вспоминает Надежда Ивановна.— Особенно, помню, старший бригадир ругался: «Ты что же,— кричит,— уже паспорт получила, а врать совсем не умеешь? Ну, сказала бы, что голова болит, придумала бы что-нибудь... Как же ты такая дальше жить собираешься?! Пропадешь, дурочка!» Не пропала. Уже больше сорока лет работает она лепщиком. Ее руки восстанавливали Елагинский и Шуваловский дворцы, Нарвские ворота, Летний дворец Петра I, Китайский дворец в Ораниенбауме, Смольный, Русский музей — да всего не перечесть! Последние двадцать два года Надежда Ивановна трудится в Петергофе, восстанавливая Пет-родворец. Торжественно вознесшийся над фонтанами и кас кадами, дворец этот кажется стоящим вечно, и лишь фотография серых заснеженных руин, сделанная в январе 1944 года, напоминает посетителям, что было и не так. Надежде Ивановне пришлось поработать почти над каждой из комнат дворца. Ее руками выполнена уникальная лепка камина в спальне Петра i, декоративное панно в Петровском кабинете, лепка в Куропаточной гостиной... Двадцать два года каждодневного кропотливого труда — а работы в Петродвор-це еще непочатый край. А быстрее никак нельзя — загубишь всю работу. Реставратор, вероятно, самая терпеливая из всех профессий на свете. Зачастую, прежде чем делать, надо было установить, что, собственно, делать, потому что лепка была разрушена, а старые фотографии дворцовых помещений воспроизводили ее лишь частично. Надежда Ивановна рылась в архивах, и ей удавалось найти ответы во многих сомнительных случаях. Однажды во время коллективного просмотра старого фильма, в котором был снят довоенный Петродворец, она вдруг увидела над дверью одного из залов картуш, считавшийся безвозвратно утраченным. По ее настоянию фильм прокрутили еще раз, остановили на нужном кадре, а затем сделали его увеличенный отпечаток. Картуш был спасен. Уже четыре года Надежда Ивановна имеет право на пенсию. Но восстановление Петро-дворца продолжается — значит, продолжается ее труд. Труд ее жизни. Сейчас она работает над лепкой Парадной 36 |