Юный техник 1986-03, страница 41

Юный техник 1986-03, страница 41

лестницы. Конечно, не одна. Теперь Н. И. Оде — мастер высочайшего класса, и у нее самой есть ученики, для которых она старается стать тем, чем был когда-то для Нади Оде Алексей Иванович Большаков.

Попадают эти ребята к Надежде Ивановне, закончив ленинградское ПТУ № 61 и получив диплом лепщика-модель-щика шестого (то есть самого высокого) разряда. Кроме того, все они знают историю архитектуры, теорию стилей. Все рвутся в бой. Но уж слишком велика в работе реставратора цена ошибки. Поэтому лишь через два-три года кропотливого, упорного труда под руководством Н. И. Оде выученные ею лепщики начинают работать самостоятельно.

Пять лет тому назад лепщикам разрешили после бесконечных ходатайств Надежды Ивановны выполнять не только орнаменты карнизов, но и скульптуры, входящие в орнамент. Это сразу же привлекло к профессии лепщика-модельщика многих молодых скульпторов. Сейчас под началом у Надежды Ивановны их пять.

— Пусть почувствуют себя хоть немножко художниками,— улыбаясь, говорит Надежда Ивановна.— Не всё им копировать орнамент. Скульптура — это ведь и сложнее, и интереснее!..

Вот она где отозвалась, старая детская мечта! Самой не пришлось стать художником, время не позволило, так пусть другим, молодым, удастся.

Кстати, желающих попробовать свои силы в качестве леп-щика-модельщика хватало и прежде. Молодых художников и скульпторов всегда привлека

ла престижность участия в реставрационных работах, а заодно — и высокий заработок (до 400 рублей в месяц). Но, бывает, попробуют и... не получается!

Все вроде бы знают: реставратор произведений искусства — это прежде всего художник. Так ли это? И да и нет. Да, потому что он должен уметь делать все, что умеет делать художник, и ничуть не хуже последнего, иначе как же реставратору удастся восстановить старинную картину, гравюру, вазу, дворец... Но вот вопрос немного в сторону: какого художника мы считаем самым лучшим, самым талантливым? Конечно, того, который создает произведения, привлекающие внимание своей новизной, оригинальностью, непохожие на все виденное нами раньше. А если так, то получается, что реставратор... не должен быть художником! Потому что все только что перечисленное ему категорически противопоказано. Решайте сами, хорош ли будет тот реставратор, который, обновляя, скажем, икону Андрея Рублева, или статую Микеландже-ло, или алтарь древнего собора, решит внести в них элементы собственного творчества?..

Итак, найдем более точное определение: реставратор — это мастер, умеющий полностью, без остатка раствориться в другом мастере, его стиле, манере, даже чертах человеческого характера. Реставратор — это все-таки художник, сила которого тем не менее состоит не в собственной творческой неповторимости, а как раз наоборот, в том, что он умеет €<насту-пить на горло собственной пес

37