Юный техник 1986-03, страница 50

Юный техник 1986-03, страница 50

Например, здесь сыграло не-

■ малую роль странное, но типич-I ное для изобретателей обстоя-

тельство. Один раз удачно най-

■ денное техническое решение, I принцип действия технического ^ устройства изобретатель скло-I, нен эксплуатировать вновь и I вновь. Он абсолютизирует этот I принцип, пытается применить Него всюду, где надо и не надо. IB результате закономерная ме-

таморфоза — новатор превра-щается в консерватора, ослеп-

■ ленный, ставит препоны самому ■себе.

Удача со знаменитым фото-

■ графом заставила Эдисона сле-по перенести однажды найден-ное решение в принципиально

Ндругое устройство. Он пытает-вписывать изображение так же, как записывал звук. Его уНо^ттестий фонограф^по^^г I не отличается от фонографа Я звукового. Валик, приводимый \ в движение рукой, покрыт светочувствительным слоем. Иголка и мембрана заменены фо

тообъективом. Изображения! последовательно отпечатывают-1 ся на валике. Эдисон на первых I порах даже на понимал, что ва-1 лик во время экспозиции дол-| жен быть неподвижен. Более! года он бился над кинефоно-1 графом и, ничего не достигнув, I решил переключиться с записи I изображений на их воспроиз-1 ведение. И снова неудача. Ка-Я жется, все было подготовле-1 но — пленка с перфорациями, I движущие пленку механизмы,! проецирующая оптика. Но дух! фонографа незримо витал над! лабораторией Эдисона. Фоно-| граф был изящным кабинет-! ным аппаратом, не рассчитанным на большую аудиторию.

Размышляя над кинопроек-цией, Эдисон пришел к иде«

парат Люмьера.

«кино для одного человека». Из

зрелища^текНл^иор^гом^ЧЖЯ^^-, малось самое главное, самое | перспективное зерно — массовость. Внешне это выглядело В так: большой ящик с окуляром, ^Ь через который фильм смотрел Щ один человек, разглядывал его, В словно открытки в стереоскопе. В

Внутри ящика двигалась плен-^L ка, огибая ряды роликов. «Зре-Г лище» длилось полминуты.

Современные историки кино-Щ техники уверяют, что, имея фак-В тически все элементы (оптику,В механизм движения пленки, са-1 му пленку), Эдисону с помощ-Н никами понадобилось бы всего U пять минут на переделку конст-В рукции, чтобы получить проек-В цию пленки на большой экран. В Но не пять минут, а семь лет В трудился изобретатель, ста-В раясь усовершенствовать безна-В д еж ное «кино внутри ящика»^| )ыть может, не в техни->и стороне дела наДо ио кать главный секрет этого про-В