Юный техник 1986-07, страница 75

Юный техник 1986-07, страница 75

в воздухе. Идеи Ломоносова и его последователей снова взбудоражили умы изобретателей всего мира, в том числе и русских.

Успехи во многих областях науки и техники, использование электричества и других видов энергии благотворно повлияли и на развитие вертолетостроения.

И вот ведь что интересно: некоторые экспериментаторы вертолетостроения, начав с геликоптеров, заканчивали открытиями в других областях техники. Так было, например, с выпускником Московского военного училища Александром Николаевичем Лодыгиным.

Представляя в 1869 году на суд Главного инженерного управления проект аппарата геликоптер-ного типа с электродвигателем на борту, Лодыгин писал: «Если к какой-либо массе приложить работу архимедова винта и когда сила виита будет более тяжести массы, то масса двинется по направлению силы».

Конструктивно геликоптер русского инженера представлял собой длинный цилиндр, оканчивающийся в передней части конусом, а в задней — полушарием. Со стороны полушария на горизонтальной оси был установлен воздушный толкающий виит, который мог отклоняться вправо и влево и тем самым управлять движением аппарата. Второй винт Лодыгин расположил сверху, наклонив лопасти к корпусу электролета.

Проектируя свой геликоптер, Александр Николаевич Лодыгин предложил много оригинальных технических новинок, и, несомненно, испытания его электролета оставили бы заметный след в истории воздухоплавания. Но царское правительство отказало инженеру в средствах, поэтому электролет не был построен.

Молодой изобретатель ие сник, его увлечение электричеством не сломила даже эта неудача. Получив отказ, он с головой ушел

в работу над электрической лампочкой накаливания и в возрасте 23 лет получил патент на ее изобретение.

А вот современник Лодыгина Михаил Александрович Рыкачев, впоследствии академик и директор Главной физической обсерватории, в области вертолетостроения больше уделял внимания теоретическим исследованиям. Его работа «Первые опыты над подъемною силою винта, вращаемого в воздухе» позволила современникам и тем, кто строил геликоптеры позже, полнее понять законы аэродинамики воздушных винтов. Насколько серьезными были эти исследования, можно судить хотя бы по специальной установке, иа которой будущий академик определял потребляемую мощность воздушных винтов и развиваемую ими силу тяги (рис. 2).

Изобретение бензинового двигателя в конце XIX века заметно оживило работу в области авиации. Наряду с проектами аэропланов и геликоптеров появились необычные идеи комбинированных летательных аппаратов. Правда, из известных конструкций подобного типа представляет интерес разве что геликоптер-самолет (или, как позже его стали называть, автожир), спроектированный в 1895 году мастером сестро-рецкого завода В. Н. Коноваловым (рис. 3).

Пытаясь упростить конструкцию, сделать постройку геликоптера дешевой и доступной, многие авиаторы XIX века наводняли патентные бюро всевозможными проектами геликоптеров-мус-кулолетов. Предлагались даже фантастические геликоптеры-велосипеды (рис. 4, проект И. Быкова). Но геликоптеры, использующие мускульную энергию 1ело-века, не получили дальнейшего развития...

Переломный момент в воздухоплавании — ив вертолетострое-нии в том числе — произошел на рубеже XX века.

71