Юный техник 1987-07, страница 15

Юный техник 1987-07, страница 15

носительно велика, а главное — при последующем воспроизведении важна не форма, как для аналогового сигнала, а количество нулей и единиц двоичного кода.

Потому и получается, что многократная перезапись не влияет на качество фонограммы. Остается добавить, что точность ЦАПа столь же велика, сколь и у АЦП. Поэтому и при воспроизведении сигнал получается практически неискаженным.

Многие любители грамзаписи уже купили диски фирмы «Мелодия», на этикетках которых стоит индекс «ЦЗ» — цифровая запись. Это симфоническая музыка Чайковского, Рим-ского-Корсакова, Рахманинова, Мусоргского, Прокофьева...

Вся «подготовка» звука для этих дисков проведена в'цифровом виде. И это, конечно, очень заметно на слух. Звучание записей чистое, прозрачное. Но несовершенство самих дисков теперь еще заметнее. Потому закономерно стало создание пластинок нового типа, на которые запись наносится непо-

Так устроен компакт-диск.

средственно в цифровом виде.

Представьте себе грамплас-тинку-мини, которая умещается в кармане, не боится грязи, царапин, которую можно проигрывать в автомашине на ходу, которая безукоризненно звучит целый час. Записывает информацию на такие пластинки луч лазера, а не игла. Поэтому диск можно считать вечным. Это уже сегодняшний день звукозаписи.

Новая пластинка, которая получила название компакт-диск, имеет диаметр всего 12 сантиметров (это примерно втрое меньше нынешнего «гиганта»), вес ее всего 10 граммов («гигант»— 140 г). О качестве же новых дисков можно судить по тому, что они обеспечивают воспроизведение в полосе частот от 20 Гц до 20 кГц при отсутствии шумов, щелчков, потрескиваний, характерных для обычных грампластинок.

Устройство новой пластинки вы видите на рисунке. Спиральная «цифровая дорожка» представляет собой последовательность продолговатых углублений — питов (от английского слова «pit» — выемка), размеры которых составляют доли мик