Юный техник 1987-09, страница 34

Юный техник 1987-09, страница 34

умения, спортивной подготовки, но и расчета, расчета и расчета. Вот недавно в одном из фильмов надо было снять эпизод, в котором человек падает, проламывая несколько ярусов строительных лесов внутри колокольни. Знаете, что для этого потребовалось? Нужно было с абсолютной точностью рассчитать траекторию падения, знать его скорость на каждом участке. Нужно было вычислить, как должны быть подпилены доски, чтобы в момент удара, смягчив его, провалиться вместе с каскадером на следующий ярус, и так далее. Словом решалось математическое уравнение с очень многими слагаемыми. Так кто же тогда каскадер в первую очередь? Может быть, математик?

— И все-таки, даже зная, что все рассчитано, не каждый сможет решиться на такой прыжок...

— Конечно! Здесь вступают в дело другие слагаемые нашей профессии.

— И все-таки каких-то особенных, «самых-самых» секретов выдавать не хотите?

— Пожалуй, что так. Кинофильм всегда кажется каким-то чудом, особенно юным зрителям... Объяснение чуда уничтожает его очарование. К тому же, говоря по правде, самыми большими кинематографическими чудесами я считаю не кинотрюки, хоть и самые замысловатые и остроумные, а тех людей, что все вместе делают фильм. У каждого свое занятие, своя «роль», и все-таки на съемках кинофильма, как, может быть, нигде больше, проявляется дух общего дела, стремление каждого прийти на

помощь товарищу, поддержать. Не забуду, как на съемках фильма «Стрелы Робин Гуда» Владимир Высоцкий, сам безмерно уставший, мог часами петь свои песни, подбадривая других актеров... Не забуду и работу с Павлом Луспекаевым в «Белом солнце пустыни». У меня есть две фотографии. На них одно и то же лицо — Павла Луспекаева. Но на одной изображен действительно он, а на другой... я. Я должен был дублировать актера в знаменитых сценах боя на шхуне в фильме «Белое солнце пустыни», грим сделал нас одинаковыми, но, еще не успев оправиться после сложной и тяжелой операции ног, он сам выполнил практически всю работу, которую должен был делать каскадер, то есть я.

О большом мужестве этого актера много говорили и писали, не могу не сказать об этом и я. Это случай особый. Но меня вообще всегда восхищали актеры, которые сами выполняли все сложные и опасные трюки. Вы говорили о том, что не каждый бы решился на прыжок с большой высоты, даже зная, что все рассчитано, что математические формулы гарантируют с полной непреложностью безопасность...

А вот Алексей Баталов, например, играя в «Трех толстяках» канатоходца Тибула, сам пробегал над улицей по проволоке, натянутой на многометровой высоте.

Это мужество и самообладание актера. Не могу не сказать и о мужестве и самообладании... поэта. В фильме «Взлет» роль Константина Эдуардовича Циолковского исполнял поэт

32