Юный техник 1987-12, страница 37

Юный техник 1987-12, страница 37

конец, смазав его изнутри и снаружи мылом.

А теперь... наберите в трубочку немного раствора и, держа ее отвесно, осторожно дуйте. И вот он уже взлетел, наполненный теплым воздухом ваших легких, он играет всеми цветами радуги, этот волшебный шар. Его может проколоть и уничтожить любая шальная пылинка. Но если вы попытаетесь проткнуть шар пальцем, предварительно обмакнув его в мыльный раствор, вам это не удастся — он будет только прогибаться.

Соломинкой, смазанной мылом, можно проникнуть внутрь большого пузыря и выдуть там второй, а в нем — третий, четвертый...

Мыльный пузь рь можно заморозить, и если бросить застывший шар на пол, то он не разбивается вдребезги, как елочный, а лишь растрескивается и получает вмятины, как скорлупа вареного яйца. А если отделить обломок от замороженного пузыря, «скорлупка» тотчас же скручивается в трубочку.

Ему не страшен не только холод, но и огонь. Пробовали помещать пузырь над пламенем спиртовки — шар не лопался, а лишь таял, уменьшаясь в размере.

Какая же таинственная сила позволяет нежному созданию выдерживать экстремальные механические нагрузки, с одинаковой стойкостью переносить и высокие и низкие температуры?

Дело в том, что мыло, которое вместе с водой служит пузырю строительным материалом, относится к так называе

мым поверхностно-активным веществам (ПАВ). Оно способно образовать на поверхности жидкости покрытие, которое по толщине не превышает одну молекулу. ПАВ, в том числе и мыло, имеют особое строение молекул.

Молекула мыла состоит из двух частей, обладающих противоположными свойствами. Одна из них как бы страдает водобоязнью. Ее так и называют: гидрофобная, или «враждебная к воде». Другая же час ь, наоборот, гидрофильна, или «дружественна к воде».

В воду молекулы мыла погружаются своей гидрофильной частью, а гидрофобный «хвост» выталкивается наружу. В итоге поверхность жидкости покрывается своеобразным частоколом из мыльных молекул, длинные «иглы» которых стремятся сохранить «неподмоченную репутацию». Такой «ежик» на поверхности обладает более низкой энергией, чем обычная пленка из молекул жидкости, притянутых к соседним. Вот и уменьшается натяжение пленки на поверхности воды, ее можно растягивать — образуются мыльные пузыри. В пузыре же выстраиваются сразу два «частокола» из молекул мыла: он ощетинивается и снаружи, и изнутри. Образуется как бы трехслойный мыльный «сандвич» с водой.

А почему мыльный пузырь, парящий в воздухе, имеет идеальную сферическую форму? Да потому, что в нем осуществлен замечательный принцип природы: максимум экономичности при минимуме затрат! Ведь силы поверхностного натяжения стремятся сократить

3*

35