Юный техник 1988-02, страница 32боты. И хозяйка, пользуясь отремонтированным краном, говорит: «Сделано с любовью». А все почему? В мастере есть критерий — его эстетическое чувство. Для него не итог важен (цель для него только повод), а то, как он это делает. Но смастерить табуретку или отремонтировать водопроводный кран — это рукоделье. Как бы ни была удобна и красива сделанная табуретка, говорить в связи с нею о творчестве не приходится. Потому что творчество — это прорыв в неизведанное. Пусть это неизведанное неизвестно только нам — важно, что мы невероятным усилием (ведомые эстетическим чувством) вырвались за свои привычные пределы и создали что-то новое, чего до сих пор не было. Если этого нового до сих пор не было только в нашем микромире — оно имеет ценность только для нас; если же этого нового до сих пор не было никогда и нигде... страшно подумать: мы имеем шанс встать в один ряд с гениями!.. Короче говоря, творчество — это процесс, в результате которого возникает продукт оригинальный, объективно ценный и самодостаточный. Результаты творчества бывают трех видов: 1) открытие, 2) изобретение, 3) художественное произведение. Сущность их одна, разнятся они только способами проникновения в природу. Открытие — редкая удача, о каждом из них сразу узнает весь мир, но ведь можно пройти и мимо горы; и чтобы кто-нибудь из вас не прошел мимо открытия, если ему повезет открытие сделать, на всякий случай напомним их классификацию. а) У известного вещества открываются неизвестные свойства. б) По известным свойствам открывается неизвестное вещество. в) Открывается неизвестное вещество с неизвестными свойствами. Изобретение — это создание новых предметов, техники и технологии. Художественное произведение — это создание образа нового мира, который, сопоставленный с природой, позволяет лучше понять ее, а значит — и овладеть ею. Между рукоделием и творчеством на первый взгляд — пропасть. Так не бывает, скажете вы, и будете правы. Потому что их связывает моделирование. Моделирование — эго процесс, при котором знания, умения и навыки (то, что дает нам учеба) находят свое практическое применение, воплощаются в дело, материализуются. Собственно, моделирование (еще раз подчеркнем: рукоделие, освещенное творческим устремлением) — это идеальный способ учения. Идеальный потому, что уничтожает разрыв между приобретением знаний и их использованием. В моделировании даже эта дидактическая последовательность — сперва узнал и лишь затем использовал — необязательна. Работа, ее процесс, рукоделие сами становятся источником знаний и тянут на себя потребность в приобретении новых знаний. Моде 30 |