Юный техник 1988-02, страница 29утверждается, и получает от этого удовольствие. Теперь — выделившись — он вынужден классифицировать предметы окружающего мира. Вначале по уже освоенной им двоичной системе: хорошее — плохое. Но это уже не прежняя внутренняя реакция, не эмоция; это оценка отношения к предмету, значит — чувство. То, на что он будет ориентироваться, что он будет искать и чего будет избегать, чем он будет жить всю последующую жизнь. Вот когда только о нем можно сказать наконец — это маленький взрослый. И отношение к чувствам у него такое же, как у взрослых: ищет положительные и старается отгородиться от отрицательных. Как же он их различает? Благодаря сформировавшемуся в нем критерию — эстетическому чувству. Есть в предмете, в лице, в действии, в ощущении гармония — малыш к нему тянется, гармонии нет (значит — черное, страшное, уродливое, злое) — малыш его избегает. А теперь представьте, что это свежее, молодое, острое эстетическое чувство (пока неосознанное — но оно уже есть!) подкрепляется феноменальной памятью к информации, звукам, действиям, движениям. Так это же наш вундеркинд! Но эстетическое чувство свойственно любому нормально развитому ребенку, и памятью он не обделен, однако на развитие большинства детей мы не обращаем внимания, вундеркинда же замечаем сразу. Почему? Секрет удивительно прост: мы принимаем за вундеркиндов тех детей, у которых раньше, чем у остальных, формируется эстетическое чувство. Представляете? Его сверстники по своим возможностям все еще малыши, а он уже вырвался едва ли не на уровень взрослых. Разительный контраст! Через некоторое время и остальные совершат этот рывок, овладеют эстетическим чувством, но вундеркинда им уже не просто нагнать. Ведь он уже натренирован на различении гармоний и любому непредвзятому наблюдателю представляется на три головы выше остальных. Подчеркнем еще раз: вундеркинд не всегда талантливей остальных, просто он раньше созрел и лучше тренирован, только и всего. Это во многом объясняется благотворным влиянием родителей, окружения. Стоит задуматься, не правда ли? 9 Вернемся к трем примерам, с которых мы начали рассказ. Второй случай — самый очевидный. Девочка росла в музыкальной семье. Музыка окружала ее с первого дня — проигрыватель не простаивал, прекрасные мелодии наполняли дом. Музыкальная гармония стала ее воздухом, естественно вошла в сознание. Но когда в доме появилось пианино, в представлении девочки оно никак не увязывалось с привычной музыкой. Звуки, которые она извлекала, пробуя клавиши, были ей забавны — но и только. Они не задевали ее души. Но вот настал день — ив доме появилась учительница. Она объяснила девочке, как рожда 27 |