Юный техник 1988-02, страница 30
ются звуки, как они сочетаются, как из этих сочетаний возникает мелодия. И показала это на самых простых примерах: «Чижике-пыжике» и простеньком вальсе. Девочке понравилась новая игра. Оставшись одна, она долго сидела возле пианино, снова и снова пытаясь подобрать мелодию, пытаясь понять, как она возникает из отдельных звуков. И на второй день эта игра продолжалась, и на третий тоже. И когда снова пришла учительница, девочка выбежала к ней с радостным криком: «И я! И я могу!..» Взобравшись на стул, она стала играть. У нее получалось медленно и сбивчиво, но... как-то очень необычно. По-своему. «Пожалуйста, сыграй еще раз»,— попросила учительница. Девочка охотно повторила, и тогда учительница поняла, что первое впечатление было верным, что перед нею —вундеркинд. Что же произошло? Почему учительница сделала такой вывод? Слыша музыку с дня рождения, девочка относилась к ней пассивно. Музыка ей нравилась — и только. Но вот она впервые сыграла простенькую мелодию. Что значит «сыгра-ла»? Она не просто встретилась с внешней гармонией, ей потребовалось эту гармонию воспроизвести. И тут возможны два варианта. Первый: если ребенок далек от гармонии, он механически, не впуская в себя, отбарабанит то, что от него требуют,— и все. Вариант второй: ребенок, гармонично развитый, обязательно (его не надо этому учить, он делает это сам) пропустит мелодию через себя, прочувствует ее, переживет, ассимилирует — значит, и воспроизведет ее как-то по-своему. Гармония (на каком бы уровне ее ни рассматривали — от 28 |