Юный техник 1988-03, страница 30

Юный техник 1988-03, страница 30

Отвечает академик Пелагея Яковлевна КОЧИНА. Ведет рубрику журналист В. НОСОВА.

Родители мои жили дружно, в нашем доме никто никогда не произносил грубых и бранных слов. Мама была красивой, доброй, ласковой и приветливой. В семье дедушки все много работали. И маме приходилось иногда даже пахать на волах. Тружеником большим был и мой отец. Для всех нас, детей (моих братьев и сестры), он был истинным другом я рассказывала ему обо всем, что происходило со мной, что волновало и тревожило. У нас была небольшая домашняя библиотека — выписывался журнал «Нива» с приложениями, собраниями сочинений русских писателей. Запомнились книги, популярно излагавшие научные вопросы.

Образование я получила сначала в Астраханской, а затем Петербургской гимназии. С добрым чувством вспоминаю и сейчас классных дам Наталью Ивановну Свеницкую и Клавдию Александровну Арсеньеву. На одном из гимназических концертов мы дарили на память всем программки собственного изготовления. Арсеньева написала на моей: «Будь всегда наготове, то есть дисциплинируй себя так, чтобы быть готовой ко всем превратностям судьбы, могущим встретиться в твоей жизни»-. Я часто потом вспоминала этот совет, и он очень поддерживал меня в желании быть справедливой, честной, трудолюбивой. Помню, в юности мне очень недоставало смелости и прямоты. Я рано поняла, что грубой правдой очень легко ранить человека, и мучительно старалась понять, как остаться прямой и честной перед собой. А

смелость и сейчас считаю важнейшим качеством характера. Она нужна и в жизни, и в большом деле.

Своим крестным отцом считаю учителя математики Николая Ивановича Билибина. Просвещенный математик, он еще в 70-х годах прошлого века перевел на русский язык «Теоретическую арифметику» Жозефа Бертрана. И очень увлек меня этой наукой. Это на его уроках я поняла красоту логических построений алгебры. Параллельно шло мое сильное увлечение литературой, много читала Лермонтова, Некрасова, А. Толстого. Много позже поняла внутреннюю связь поэзии и математики.

Когда мне было чуть больше двенадцати лет, я охотно стала репетитором девочек из своей гимназии. Не из-за денег, а из добрых побуждений.

Окончив гимназию, я в 1916 году поступила на Высшие женские курсы, называвшиеся тогда Бес тужевскими. С увлечением изучала подземную гидродинамику, теоретическую метеорологию. Я рано поняла, что мое предназначение — соединить математическую науку с гидродинамикой и помогать земле отдавать людям сполна свои богатства.

27