Юный техник 1988-07, страница 81

Юный техник 1988-07, страница 81

ВОПРОС — ОТВЕТ

Дорогая редакция! Я, ученик шестого класса, написал фантастический рассказ. Если я пришлю его в редакцию, он будет напечатан?

Михаил Петров, г. Калинин

Сразу же ответим на вопрос Михаила: рассказ напечатаем, но при обязательном условии — это должен быть хороший рассказ. Ответ требует, конечно, пояснений. В двух словах никак не объяснить, что такое хороший фантастический рассказ.

Фантастика на страницах «Юного техника» — желанный и постоянный гость. В первом номере журнала, вышедшем в свет в сентябре 1956 года, был, например, опубликован рассказ американского писателя Эдмонда Гамильтона «Невероятный мир». Вот образец настоящей фантастики! Сюжет таков: два космонавта совершают первую посадку на Марс, ждут встречи с его обитателями, планета, оказывается, населена самыми разными и совершенно непохожими друг на друга существами, пои-чем постоянно появляются все новые и новые. Марсиане лиловые, оранжевые, шестиногие, трехглавые, паукообразные... И выясняется, что все они не кто иные, как... герои фантастических произведений, которые пишут на Земле. Стоит какому-то фантасту обратиться к «вечной» теме Марса, описав его жителей так, как придет ему в голову, герои немедленно материализуются на Марсе. И надо сказать, эти «литературные» марсиане очень обижены на земных писателей, создавших их столь нелепыми с точки зрения здравого смысла.

Узнав, что два космонавта пред

ставляют собой не очередную материализацию чьей-то фантазии, а настоящие люди с Земли, все эти разномастные марсиане приходят в праведную ярость, и земляне вынуждены спасаться бегством...

Этот рассказ отличают добрый юмор, оригинальный, неожиданный сюжет. И то главное, ради чего он и написан: мысль, которую автор, пусть используя шутливую форму, хотел донести до читателя. Какая же это мысль? Ну, скажем, о том, что беспочвенные, легкомысленные ^фантазии могут иной раз вести к трагедии. Или о том, что давно ожидаемое событие может оказаться совершенно иным, чем его представляешь даже во всеоружии знаний и специальной подготовки. Или... Но здесь надо остановиться. Дело в том, что хороший рассказ у разных читателей может вызвать разные мысли. И, кстати, нередко случается так, что сам писатель хотел сказать читателю одно, а читатель увидел и другое, и даже совсем 'вроде бы далекое, то, о чем сам автор, как говорится, ни сном ни духом... Но это тоже отличительная черта хорошей литературы — она, как и сама жизнь, всегда шире заранее определенных схем.

Вот такую — хорошую — фантастику мы и стремимся печатать, отбирая ее из того «фантастического» потока, что поступает в редакцию. Ваших, ребята, рассказов тоже приходит в редакцию немало. Но честно надо сказать: чаще всего они не так хороши, чтобы их можно было печатать. Сюжеты — подражательные, порой просто заимствованы у другого автора, но переписаны плохим языком. Правда, нет-нет да и мелькнет в почте ребячий рассказ, в котором есть неожиданная, оригинальная мысль, идея. Такие рассказы, помогая юным авторам их доработать, мы печатаем. Можно вспомнить, что в 10-м номере за 1985 год был напечатан рассказ Дмитрия Василь

78