Юный техник 1988-08, страница 67

Юный техник 1988-08, страница 67

I Следующая операция — нанесите карандашом контуры лепестков и прорежьте их резаком (рис. 1 Б). Затем выберите фон вокруг лепестков и окончательно доведите каждый из них до нужной конфигурации (рис. 1 В). В той же последовательности выполняется резьба верхнего, меньшего по диаметру круга.

Розетки могут быть не только круглыми, но и, например, квадратными, со скругленными углами (рис. 2). Обычно заготовку для квадратной розетки склеивают из двух слоев гипсокарто-на. Желательно, чтобы нижний слой состоял из целого куска. Для резьбы используют кольцевые резцы — ими выбирают гипс в углубленных элементах орнамента, а также различные скребки — ими обрабатывают рельефный контур.

На потолке розетку крепят шурупами и гипсовым раствором. Чтобы шурупы не ржавели, их предварительно покрывают тонким слоем лака. В гипсовом изделии отверстия сверлят с таким расчетом, чтобы шляпки шурупов утонули в них. Прежде чем окончательно посадить розетку на шурупы, поверхности деталей, соприкасающиеся друг с другом, а также с потолком, смазывают жидким гипсовым раствором. Чтобы обеспечить более надежное сцепление материалов, стыки деталей смачивают водой. Закрепив розетки на потолке, гипсовым раствором замазывают щели в стыках, а также углубления, сделанные под шурупы. Белят розетки вместе с потолком во время ремонта квартиры.

И еще совет: однотонные рельефы располагайте на сте

нах с боковым освещением, тогда свет будет выгодно подчеркивать каждую его деталь, придавая композиции особую вы разите л ь ность.

Резьбу по сухой штукатурке можно дополнить техникой сграффито. Делается это так.

На поверхность увлажненной плиты широкой кистью нанесите краски: сначала клеевую, потом темперу или гуашь (рис. 3 А). Не дав краске высохнуть, принимайтесь за резьбу. Постоянно следите, чтобы гипс с красочным слоем оставались влажными. Чтобы замедлить высыхание, окрашенную гипсовую плиту прикройте целлофановой пленкой. По мере выполнения резьбы пленку постепенно сдвигайте. Выполняя резьбу, вы обнажите светлый неокрашенный гипс. На контрасте — окрашенный темный и неокрашенный светлый гипс — и строится резная композиция (рис. 3 Б). При необходимости отдельные детали законченного рельефа можно слегка подкрасить другими красками. Не забудьте при этом увлажнить гипсовую поверхность.

Приемы художественной обработки сухой гипсовои штукатурки, о которых мы рассказали, конечно же, не исчерпывают всех возможностей этого простого и широко доступного материала. Надеемся, что, освоив гипсовую резьбу, вы сможете дополнить ее своими техническими и художественными решениями.

Г. ФЕДОТОВ Рисунки автора

63