Юный техник 1990-01, страница 6

Юный техник 1990-01, страница 6

последний — девятый, с девятого на второй, оттуда на восьмой и снова вниз...

И за все время лишь на одном этаже мы встретили человека. Открыв люк силоса (так называется бункер зернохранилища на языке работников элеватора), он наблюдал, как почти бесшумно подкатилась по рельсам разгрузочная вагонетка и всыпала в бункер зерно.

— Да, очень чисто кругом. Можно сказать, обходитесь без потерь? — не то констатировала очевидное, не то спросила я у Владимира Александровича.

— У нас потери практически исключены. Не здесь их надо искать,— ответил он.— Мы получаем кондиционное зерно и держим его в заданных интервалах температуры и влажности. На элеваторе своя контрольно-измерительная лаборатория, работники которой каждый день берут пробы из силосов. Кроме того, датчики постоянно фиксируют состав воздуха в хранилищах. И чуть что не так,

тут же принимаются меры. Пересыпаем зерно в другую емкость, а пока оно движется вверх-вниз по нориям, просушиваем его.

Повод к раздумью. По словам В. А. Погодина, большая часть потерь зерна происходит по дороге к элеватору. Четверть урожая уходит в щели или уносится ветром при перевозках, бракуется на хлебоприемных пунктах. Это почти столько же, сколько мы покупаем на «твердые» денежки за рубежом.

НА ХЛАДОКОМБИНАТЕ

Испокон веков сибиряки и северяне держали на морозе пельмени и ели мороженую, витаминную рыбу — строганину. Так же обходились и с мясом. До наших дней ничего лучшего для сохранности продуктов, чем охлаждение, пока не придумано. Поэтому понятно, что на мой вопрос, как хранят мясо, главный инженер

НАША СПРАВКА

По данным Госкомстата СССР, больше всего картофеля в расчете на душу населения потребляют жители ГДР — 155 кг. За ними следуют жители Ирландии— 127 кг и Англии—111 кг. В нашей стране за год каждый в среднем съедает 98 кг картошки.

Зато у нас есть шансы стать первыми в мире по поставкам а торговую сеть нестандартного и бракованного картофеля — 11—14% от общего количества, капусты — 15—19%, пука репчатого — 12—17%, помидоров — 25— 28%... Причем цифры потерь увеличивает и сама торговля (см. таблицу).

Так получается потому, что в отличие от стран Запада, где хранилища имеются даже с запасом, у нас их всего 80% от необходимого числа. Причем более трети из них не оснащены машинами для охлаждения и активной вентиляции, а каждое десятое расположено в помещении, заведомо непригодном дпя длительного хранения сельхозпродуктов.

И вот вам печальный итог: того же картофеля на начало 1989 года в торговле было на 18% или на 769 тыс. тонн меньше, чем в начале 1988 года. В этом году, судя по магазинным прилаакам, попожени не лучше...

4