Юный техник 1990-03, страница 11ских и петербургских потехах выступал канатоходец Федор Молодцов. Выходил он обычно к публике в русском кафтане, с большой окладистой бородой. И уже на канате сбрасывал кафтан, оставался в легком костюме. Был Молодцов молодцом-«многостаночником». Гимнастика, акробатика, жонгляж — все было в его цирковой «обойме». Но любимый «конек» — канат. Он ходил по нему на ходулях, катался на коньках, переносил на голове кипящий самовар с чашками, танцевал лезгинку, мазурку, «Казачок»... А коронный номер назывался «Огненный рыцарь». Исполнялся он действительно в рыцарских доспехах, на которых были размещены десятки пиротехнических ракет. Представьте: идет по темнеющему небу такой рыцарь (Молодцов подгадывал свое выступление ближе к темноте) и фонтанирует ракетами во все стороны. Ракеты ставились даже на концы балансиров. А ведь каждый взрыв нарушал равновесие. Сложность номера была очень высока. Русский канатоходец совершал сенсационные переходы над Невой, Темзой, водопадами Финляндии... Долгое время народные бродячие артисты выступали под открытым небом. Толпа на площади раздавалась, образовывался круг. «Циркус» по-латы-ни и означает круг — на нем и показывали свои номера фокусники, клоуны, дрессировщики... Диаметр манежа во всем ми-Ре—13 м. Этот стандарт отшлифован веками. Находясь в Центре такого круга, дрессировщику наиболее удобно с помо щью шамбарьера (хлыста) управлять лошадьми, а наезднику, стоящему на крупе лошади, легче удерживать равновесие, вскакивать и соскакивать, выполнять трюки. Позже над манежем появился полог из брезента. Переездной, кочевой цирк — шапито — сохранился и до нашего времени. В закрытых помещениях резко подскочили возможности использования технических достижений. В цирк пришла сложная аппаратура, основанная на математических расчетах, законах физики, механики и других наук. Создатель первого технического аттракциона — бельгийский механик-конструктор и профессиональный гонщик Шарль Нуазетт — сконструировал огромную корзину из деревянных реек, без дна, по внутренним стенкам которой на большой скорости мчались велосипедисты. К числу таких же сенсаций относился номер «Человек-снаряд», появившийся в конце XIX века: исполнителя помещали в жерло пушки и после выстрела его выбрасывало в сетку. Кто видел фильм «Цирк», сразу наглядно представит, как это происходило. Правда, не всегда демонстрация этих чудес достигает уровня искусства. Техника иногда заслоняет собой художественность впечатления. Но когда чувство меры соблюдено, то зрители ладоней не жалеют. Аплодисменты, овации... Успех, одним словом. Вот что значит для цирка удобный дом с удобной техникой. 9 |