Юный техник 1990-03, страница 10

Юный техник 1990-03, страница 10

НЕКОТОРЫЕ РЛДИОЧУДЕСА

По соседству с ложей светотехники находится звукорежис-серская ложа. Звукооператор Сергей Альпертов, показывая на стойку звуковых эффектов, поясняет:

— С ее помощью можно менять голос артиста. Хотите, будет, как у Буратино, хотите, как у Карабаса... Можно и реверберацию добавить — голос будет как из бочки.

Очень удобными считают цирковые артисты радиомикрофоны. Такой микрофон легко прицепить к костюму, и руки артиста остаются свободны — можно работать, и шнура нет — не зацепишься, и каждое слово с любого зрительского места отчетливо слышно. Кстати, звучание голосов и музыки в зале во время спектакля очень чистое. Добиться этого, оказывается, тоже было непросто. Металлических предметов вокруг достаточно (помните, купол и тот медный). А всякий металл

глушит или отражает звук, искажая звучание. Пришлось повозиться, чтобы добиться хороших результатов. Например, при озвучивании зала применена система задержки звука. Сделано это для того, чтобы звук приходил на верхние и нижние ряды зала в одно и то же время, синхронно. Иначе будет эхо и звуковая «каша». А небольшая задержка — в несколько миллисекунд — позволяет избавиться от этих типичных недостатков многих залов.

Стараясь получше рассказать вам о технических новинках старого нового цирка, мы как-то совсем упустили из виду само представление — замечательных жонглеров, акробатов, фокусников и дрессировщиков, выступавших в тот вечер. Но их номера лучше видеть своими глазами. Приходите и любуйтесь. Цирк зажигает огни Сегодня и ежедневно.

Б. ПРИМОЧКИН, О. РАТИНОВ (фото), специальные корреспонденты «Юного техника»

Заметки по поводу

«ОГНЕННЫЙ РЫЦАРЬ» И ДРУГИЕ ИСТОРИИ

Цирк — искусство древнее. Найдены древнегреческие вазы, на стенках которых нарисованы фрагменты цирковых выступлений. Акробаты исполняют стойку на рогах мчащихся быков, делают кульбиты через острые мечи, воткнутые рукоятками в землю... А вот воин, чтобы оглядеть окрестности, взбирается на шест, который держит его товарищ за поясом.

При сборе фруктов сборщики удерживают равновесие на сво-бодностоящих лестницах и даже переходят на них от одного дерева к другому.

Цирк вырастал из труда и жизни. Потому в нем нельзя сыграть сильного, ловкого, изобретательного, надо быть им. О таких людях потом слагались легенды. Вот одна из них.

В прошлом веке на москов

8