Юный техник 1990-06, страница 10ственно, и начинается фильм. — Организация «извержения» шла по-разному. И макеты использовали, и натуру. Облазили все горы в районе Ялты, чтобы найти подходящие виды. В горах вместе с верхолазами-монтажниками установили два водосброса вместимостью по полторы тонны каждый. На комбикормовом заводе подобрали массу из отрубей. Ей предстояло «играть роль» селя с гор — смеси земли, воды, песка, камней,— идущего впереди лавы. Каскадеров расставили прямо на склонах гор. Опытные, сильные, молодые,— они понимали, что на них сейчас обрушится. Несколько инструкторов по альпинизму стояли на страховке. Риск был велик: сель, даже рукотворный,— «партнер» с крутым характером. А режиссер фильма Александр Митта хотя и понимал, что риск велик, но требовал художественной правды. — Григорий Васильевич, но к селю, судя по фильму, был добавлен еще и огонь лавы. С ним-то как? — Пробовали жечь бензин. Отказались, быстро гаснет. Попробовали керосин. При разливе пары вспыхивали, но затем слои керосина сами себя гасили. Пробовали нефть. Тоже не то — дыма больше, чем огня. Специалисты Миннефтепрома подсказали: надо смешать нефть с воздухом, в определенной пропорции. Дым уменьшился, но моря огня не получалось. Тогда сделали особый распылитель, как у маляров. Подвели к нему шланг от бака с нефтью и сжатым воздухом. Только тогда огненный вал устроил всех. Правда, распылитель пришлось поставить на колесики, кинокамеру обернуть асбестом, оператора одеть в противопожарный костюм, самих пожарников расставить по бокам с огнетушителями и уж тогда 1 8 |