Юный техник 1990-06, страница 9многих популярных персонажей кинофантастики Карло Рамбаль-ди как-то рассказывал: — Знаменитый Кинг-Конг был сделан в четырех экземплярах. Самый маленький — полметра, самый большой — 13. На съемочную площадку великана везли на железнодорожной платформе. Скелет делали из дюралюминия и стали, некоторые части из бронзы, в суставах — шарикоподшипники... В общем, над рождением разнообразных собратьев трудилось 280 человек: металлурги, механики, электронщики, химики, гидравлики... Всего кинокомпания «Пара-маунт» затратила на создание фильма 23 миллиона долларов. Огромные деньги, но они себя с лихвой окупили: «Кинг-Конг» посмотрел миллиард зрителей во всем мире. Ну а что мы можем противопоставить? Последние годы в негласном соревновании с зарубежными комбинаторами наметилось, мягко говоря, некоторое отставание с нашей стороны. Впрочем, у нас есть еще порох в пороховницах. Видно это хотя бы на примере работы оператора комбинированных съемок Б. Т. Травкина. Главная черта его творческого почерка — непрерывный поиск новых выразительных средств. — Голь на выдумки хитра,— шутит Борис Тихонович. Однажды капнул он в воду зубного эликсира и увидел, что капля растет, клубится, принимая причудливые формы. Многие явления природы, оказалось, удобнее имитировать на таких необычных моделях, с помощью химических веществ. Смешиваясь, они дают самые неожиданные эффекты. В экспериментах Травкиным перепробованы все вещества, что встречаются на прилавках аптек и хозяйственных магазинов: нитролаки, ацетоновые жидкости, синтетические мыла, глицерин, клеи, чернила... Иэ них Борис Тихонович воссоздал кипение расплавленного металла, вихри, смерчи, фантастические пейзажи космоса. Скажем, в «Солярисе» динамическая картина мыслящего океана — обитателя планеты — была получена съемкой поверхностного слоя смеси ацетона с алюминиевым порошком. Бурное испарение ацетона с поверхности создавало особый эффект: вещество как бы оживало перед объективом... А ядерный взрыв в киноленте «Выбор цели»? — Мы проанализировали документальные съемки всех этапов взрыва,— вспоминает Борис Тихонович,— и нашли, что образование атомного гриба хорошо передает капля... сиропа, падающая в наклонную кювету, дно которой покрывал тонкий слой черной анилиновой краски. Только лучше бы нам о таких взрывах вообще забыть... КАТАСТРОФЫ ПО ЗАКАЗУ В последние годы стихийные бедствия у нас и за рубежом происходят все чаще. Зеркало экрана их отражает. Помните фильм «Экипаж»? Вместе с художником комбинированных съемок В. Н. Клименковым его снимал один из ведущих операторов «Мосфильма» Г. В. Зайцев. Вот какую историю он рассказал нам про киношное извержение вулкана, с которого, соб 7 |