Юный техник 1990-11, страница 7

Юный техник 1990-11, страница 7

пяться В расчеты, формулы...

Материалов не хватало. Ректор

запрещал. В полном согласии с

запретительной тенденцией его

решение было непреклонно:

«Такого в своем вузе не допу-■ 2 щу!»

Ребятам помогали «старики» — ветераны дирижаблестроения. Энтузиасты далеких 30-х... Писали письма в различные высокие инстанции. Убеждали: аэронавтика нужна стране. Ставили в известность, что уже летают за рубежом пассажирские дирижабли, что лионская полиция уже патрулирует автотрассы с помощью летательных аппаратов легче воздуха. Что воздухоплавание успешно развивается в США, Франции, Польше, Чехо-Словакии, Венгрии... Но насупленность не проходила.

Создание аэростата — дело и трудоемкое, и дорогостоящее. Импортный шар, к примеру, стоит около 20 тыс. инвалютных рублей. Ребятам их взять было неоткуда. Приходилось выкручиваться самим.

1 Экскурс в историю и открыл ребятам Александра Матвеевича Кованько, имя которого взяла себе группа. Основоположник отечественного воздухоплавания, генерал-лейтенант царской армии, он успешно командовал первой воздухоплавательной частью. Во время русско-японской войны предложил способ корректировки артиллерийского огня с привязных аэростатов, он же впервые в мире применил шары в мирных целях для научных исследований верхних слоев атмосферы, для изучения влияния полета на организм человека.

2 Отдадим должное: потом, став уже народным депутатом, ректор признал, что был не прав.

Первый шар, можно сказать, сделали на голом энтузиазме. Евгений Жуков, к примеру, подрабатывал дворником и все заработанные деньги откладывал на покупку газовых баллонов, материала для оболочки, прочих вещей.

Когда создали кооператив «Экосфера», стало немного полегче — подрабатывали рекламой и строительно-монтажными работами. А замыслы у ребят были широкие.

— Мы хотим развивать газовое воздухоплавание,— говорит Станислав Федоров.— Это русская традиция. Понимаете, тепловой шар — это все-таки больше игрушка. Газовый — уже серьезный аппарат. Он может держаться в воздухе сутками, тепловой — 4—5 часов...

Нельзя сказать, что ребята могут уже сегодня похвастать особыми достижениями. Однако выбор своего пути сделан. Их шары «Дятел», «Аист», «Удод», «Перепел» (названные так тоже в традиции русского воздухоплавания) интересны и для зарубежных коллег.

Недавно завязались деловые отношения с английской фирмой «Тандер энд кольт» («Гром и жеребенок»). Одна из крупнейших фирм мира собирается теперь переходить на производство газовых аэростатов...

Первыми в нашей стране признали полезность воздушных шаров ведомства, казалось бы, далекие от неба. Печать, рекламные агентства, строительные фирмы...

Московские воздухоплаватели уже рекламировали в небе Москвы «Московский комсомолец», «Красную звезду».

5