Юный техник 1992-07, страница 9

Юный техник 1992-07, страница 9

запускать «Боры», модели нашей «Спирали» с ракетным стартом, это уже не осталось незамеченным.

— А какая ситуация в ОКБ теперь? Сейчас много говорят о конверсии, переходе на мирную продукцию. Но ведь вы — создатели высококлассных боевых самолетов. Это одна из немногих, к сожалению, отраслей, где мы остаемся на передовых рубежах, не уступая США или другим странам. Не грозят ли нам и здесь катастрофические потери?

— Ситуация сейчас, безусловно, чрезвычайно сложная. Многое зависит от того, сумеем ли мы сохранить свои кадры. Не надо объяснять, что у нас работают специалисты высочайшей квалификации — рабочие, техники, инженеры, ученые, летчики-испытатели. А средний уровень зарплаты в два-три, а то и более раз ниже, чем в кооперативах, выполняющих работу куда более примитивную... К тому же мы всегда работали по государственным заданиям, которые теперь сокращаются.

— Но ведь истребители — средство защиты. Разумно ли нашей стране отказываться от таких самолетов, да еще конкурентоспособных на международном уровне?

— Надеюсь, руководство это понимает. Но пока продолжаются перестройки управления, заказы резко снижаются. Сократились расходы на оборону и военно-промышленный комплекс. Мы могли бы зарабатывать немало валюты для страны, торгуя своими самолетами. Они пользуются спросом за рубежом. Но торговля пока что заморожена.

— Но разве это не на пользу ВПК Соединенных Штатов? Теперь они, по-видимому, расширят продажу на мировом рынке своих военных самолетов, получат новые миллиарды долларов! Странная получается у нас финансовая политика: себе во вред, но на благо конкурирующей державе!

— Надеюсь, что причина во временных организационных беспорядках и некомпетентности и вско

ре все станет на свои места. А конверсия... Она ведь, думаю, означает перестройку, а не развал оборонной промышленности. И требует не громких слов, а делового конструктивного подхода. Например, после Великой Отечественной войны о конверсии не говорилось, и переход промышленности на мирные рельсы прошел вроде бы совсем незаметно. Почему? Потому что заранее, еще в 1944 году, когда война продолжалась, было созвано совещание, и поставлена задача: подготовить ряд предприятий к переходу на мирную продукцию. А ведь тогда почти все заводы и фабрики работали для фронта. Конечно, при существовавшем режиме приказы Верховного Главнокомандующего выполнялись беспрекословно. И мы знаем, что такой метод руководства принес немало бед и трагедий. Демократия требует другого подхода к управлению народным хозяйством, однако и в этом случае необходимы и дисциплина, и предусмотрительность, и четко разработанные планы перестройки производства с наименьшими потерями — экономическими, политическими, интеллектуальными, моральными.

— Сталкиваются ли американцы с проблемами конверсии?

— У них эти вопросы так остро не стоят по причине иной организации производства. В частности, в США сформированы крупные фирмы, где параллельно с военной идет и гражданская продукция. Они включают конструкторские бюро, серийные заводы. Президент одной из таких фирм при встрече посоветовал мне покупать лицензии на производство дефицитных товаров народного потребления. Мы, мол, поможем отобрать эти изделия и внедрить соответствующие технологии — вот и будете на высоком уровне!

— Так, может быть, это дельный совет. Не пора ли им воспользоваться?

— Мы к этому готовы.

7