Юный техник 1993-03, страница 19

Юный техник 1993-03, страница 19

ков! Да-да, именно электронщиков. Ведь мы еще ни слова не сказали о принципе работы тех датчиков, по сигналу которых и начинает работать механизм ловушки.

Их высокая чувствительность удивила Дарвина. Например, лист росянки приводил в движение волосок весом 0,000 822 мг, входивший в соприкосновение с его щупальцем. Или взять движение усиков некоторых лиан. Дарвин наблюдал изгибание усика под действием шелковинки весом всего 0,00025 мг!

Столь высокую чувствительность, конечно, не могли обеспечить чисто механические устройства. Ученый ищет аналогии в мире живого. Он сравнивает увиденное им с раздражением человеческого нерва. Более того, отмечает, что подобные реакции имеют не только высокую чувствительность, но и избирательность. Ведь щупальца росянки или усики вьющихся растений не реагируют на удары дождевых капель.

Иными словами, факты заставляли подумать о возможности существования у растений не только нечто похожего на нервную систему, но и зачатков если не сознания, то соображения! Понятно, такие «крамольные» мысли вызвали бурю в научном мире. Дарвина, несмотря на его высокий авторитет, обвинили в недомыслии.

Однако история постепенно все расставляет на свои места. Все чаще современные ученые приходят к выводу о наличии чувств у растений и, возможно, даже зачатков мышления.

ЕСТЬ ЛИ НЕРВЫ У РАСТЕНИЙ?

У Дарвина нашлись не только противники, но и сторонники. В 1887 году В. Бердон-Сандерсон устанавливает удивительный факт: при раздражении листочка венериной мухоловки наблюдаются электрические явления, в точности напоминающие те, что происходят при распространении возбуждения в нервно-мышечных волокнах животных.

Более подробно прохождение электрических сигналов в растении

2 «Юный техник» № 3

было исследовано индийским ученым Дж. Ч. Босом на примере всем известной мимозы. Ему удалось установить, что растение реагирует на прикосновение хотя и быстро, но не мгновенно — с запаздыванием около 0,1 с. А такая скорость реакции сопоставима со скоростью передачи сигнала в нерве.

Индийский исследователь к тому же подметил, что имеется определенная аналогия между реакцией на свет у растений и у животных. Он доказал, что растения так же обнаруживают усталость, как и наши мышцы.

«Я теперь знаю, что у .растений имеется дыхание без легких или жабр, пищеварение без желудка и движение без мышц,— подводит он итог своим исследованиям в начале нашего века.— Теперь мне кажется правдоподобным, что у растений может иметь место и такого рода возбуждение, какое встречается у высших животных, но без наличия сложной нервной системы...»

И Бос оказался прав! Хотя следующие шаги в развитии его наблюдений довелось сделать уже Кливу Бакстеру — одному из ведущих американских специалистов по «детекторам лжи», или полиграфам.

Работая над усовершенствованием конструкции своего устройства, Бак-стер в 1966 году додумался подсоединить датчики к листу растения. А затем заставил растение пережить эмоциональный стресс. Опустил один из листочков в чашку с горячим кофе — никакой реакции. «А если попробовать огонь?» — подумал он, доставая из кармана зажигалку. И вот тебе раз — кривая самописца стремительно пошла вверх!

Клив Бакстер не поверил своим глазам — ведь иначе получалось, что растение прочло его мысли. Он ставит новые эксперименты и утверждается в неожиданном выводе. В момент, выбранный датчиком случайных чисел, опрокидывается чашка с крошечной креветкой в кицяток. Рядом стоит комнатный цветок филодендрон с наклеенными на листья датчиками. И что же?.. Самописец регистрирует

17