Юный техник 1993-03, страница 20

Юный техник 1993-03, страница 20

i эмоциональный пик именно в тот мо-

• мент, когда чашка опрокидывается!

В 70-е годы опыты Бакстера решили проверить и московские психологи из Института общей и педагогической психологии, в лаборатории профессора В. Н. Пушкина. Неясно было, на что реагируют растения: на эмоциональное ли состояние человека или просто на подозрительное и опасное Действие?

Психологи решили погружать ис-

• пытуемого в гипноз, внушая ему разные эмоции. В результате выяснилось, что в тот момент, когда у человека менялось эмоциональное состояние, миниатюрные датчики, прикрепленные к листьям бегонии, которая находилась от него в трех метрах, регистрировали импульсы напряжением около 50 микровольт.

Профессор Пушкин выдвинул на этот счет свою теорию. «Наши опыты,— говорил он,— свидетельствуют о единстве информационных процессов, протекающих в клетках растений и в нервной системе человека. Это единство — наследие тех времен, 1 когда на Земле появилась первая

молекула ДНК — носитель жизни и общий предок растений и животных. Было бы удивительно, если бы этого единства не существовало. Кому не известно, что животные безошибочно чувствуют, как относится к ним человек — с симпатией или неприязнью? Отчего бы растениям .не испытывать нечто подобное, пусть на меньших расстояниях и с меньшей интенсив

ностью?.. Мы еще не знаем, каков материальный носитель этой информации, но рано или поздно узнаем. Может быть, это электричество, что скорее всего, а может, магнетизм или ультрафиолет...»

Примерно такие опыты были проведены и на кафедре физиологии растений Тимирязевской академии под руководством профессора И. И. Гунара. Ученым, отнесшимся поначалу к опытам скептически, пришлось признать, что электрические сигналы все-таки существуют. Удалось найти даже центр, откуда они исходят. «Этот центр находится на шейке корней,— писал профессор,— который сжимается и разжимается, как сердечная мышца. Растения, по-видимому, умеют обмениваться сигналами, и у них существует свой сигнальный язык, подобный языку примитивных животных, например, насекомых. Одно растение, меняя электрические потенциалы на своих листьях может сообщить другому об опасности. Словом, заключал Гунар, если не считать прикованности растений к своему месту, нет никакой разницы между ними и животными.

Как же электрические сигналы управляют поведением мухоловки и прочих растений-охотников и расте-ний-недотрог типа мимозы?

Предположим, лист растения поедает гусеница. Когда разрушенные ее челюстями клетки теряют воду, начинается цепочка химических реакций которая побуждает к движению

Схема опыта Бакстера: 1 — датчики; 2, 3 — детектор с самописцем.