Юный техник 1993-03, страница 17

Юный техник 1993-03, страница 17

того, по заведенному порядку, экономка приготовила чай. Но хозяин к столу не явился. Обеспокоенная экономка заглянула в оранжерею и увидела страшную картину:

«Он лежал у подножия странной орхидеи. Похожие на щупальца воздушные корешки теперь не висели свободно в воздухе. Сблизившись, они образовали как бы клубок серой веревки, концы которой тесно обхватили его подбородок, шею и руки».

Отважная женщина бросилась

ЖИВЫЕ КАПКАНЫ

Жуткая история! И как хорошо, что кончилась благополучно. Впрочем, она, видимо, никогда и не могла приключиться. Ведь все эти события описаны в фантастическом рассказе Герберта Уэллса «Цветение странной орхидеи» и навеяны сообщениями о страшных растениях-людоедах, которые, по рассказам некоторых путешественников, должны были произрастать в тропических странах. В действительности они так и не были найдены. Те растения-хищники, о которых мы знаем, довольствуются куда более скромной добычей — насекомыми.

Однако и они загадочны. Как умудряются улавливать свою добычу?

Скажем, тропические растения сар-рацении и непентесы для добывания пищи вообще не прикладывают особых усилий. Их ловушки — листья, имеющие внутренние полости, подобные кувшинам. Они привлекают насекомых к входному отверстию испытанным способом — пестрой раскраской и запахом. Внутренняя же часть входа покрыта настолько гладкой и скользкой кожицей, что насекомое срывается и падает вниз, на дно листа-кувшина, в жидкость, содержащую пищеварительные ферменты.

Живая липучка для мух — росо-лист удерживает жертву, точно клей.

Лист росянки, растущей на торфяных болотах России, по виду напоми-

УДИВИТЕЛЬНО, НО ФАКТ!

на помощь и, собрав все силы, потащила лежащего без чувств хозяина к выходу.

«Горшок со страшной орхидеей свалился на пол. С мрачным упорством растение все еще цеплялось за свою жертву. Надрываясь, она тащила к выходу тело вместе с орхидеей. Затем ей пришло в голову отрывать присосавшиеся корешки по одному, и уже через минуту Уэденбэрн был свободен. Он был бледен, как полотно, кровь текла из многочисленных круглых ранок...»

нает щетку для массажа, где каждая щетинка увенчана каплей жидкости, словно росинкой (отсюда и название).

Растяпа-муха, привлеченная ароматом, тут же прилипает лапками к клейкому соку. Щетинки начинают загибаться внутрь, сворачивается и сама листовая пластинка, как бы обертывая насекомое.

Еще сложнее устроен «капкан» венериной мухоловки — насекомоядного растения, растущего на болотах Северной Каролины (США). Ее лист оканчивается утолщенной округлой пластинкой, края которой усаже-