Юный техник 1993-04, страница 9

Юный техник 1993-04, страница 9

ПЕРЕД СТАРТОМ

Полуправда всегда рождает легенды. Вот лишь некоторые, появившиеся в те годы. Будто бы Гагарин вовсе не был первым. И до него многие смельчаки предпринимали попытку осилить земное тяготение, и всех их ждали неудачи.

... В 1957 году при старте с космодрома Капустин Яр погиб космонавт Лодовский. В том же году — Шибо-рин. Спустя два года смерть настигла еще одного — космонавта из отряда Митькова. В сентябре 1960 года — Петра Долгова. Чуть позже некоторые западные радиолюбители будто бы зафиксировали передачу телеметрии биения человеческого сердца. Вскоре она прекратилась. По одним догадкам, над Землей в то время кружились два советских космонавта, по другим — трое: Белоконев, К а чур и Грачев...

Все эти сногсшибательные сведения приводит в своей книге «Скрытые советские аварии» известный американский специалист в области космонавтики Д. Оберг, сам долгое время сотрудничавший с НАСА. Надо отдать ему должное — в отличие от многих западных авторов Оберг считает эти сведения абсолютно недостоверными. Хотя бы уже потому, что до 1960 года подобные трагедии были невозможны и по чисто техническим причинам — ни у одной страны в мире, в том числе и у СССР, не было достаточно мощных ракет, чтобы запустить на орбиту или даже по суборбитальной кривой космический аппарат.

Но будем и справедливы: некоторые основания для домыслов у западных любителей сенсаций имелись: потери в первой шестерке космонавтов были. Хотя, конечно, и не такого рода. Например, у кандидата в полеты А. Я. Карташова после тренировки на центрифуге с восьмикратными перегрузками обнаружились точечные покраснения на спине — мелкие кровоизлияния. И врачи, подстраховавшись, списали его по здоровью. С В. С. Варламовым просто произошел несчастный случай — при

прыжке в воду во время купания он ударился головой о дно и получил смещение шейного позвонка.

Впрочем, сам гигантский «Восток» был вовсе не первым, а третьим кораблем серии. По заводским документам он так и значился — объект ЗКА № 3. Ему предшествовали беспилотные корабли, имевшие индекс 1К, на которых путешествовали подопытные собаки. Увы, не всегда благополучно. О Белке и Стрелке ТАСС в свое время информировал общественность. А вот о погибших Пчелке и Мушке, о не вышедших на орбиту Дамке и Красавке стало известно лишь недавно.

Во время пробных запусков на кораблях ЗКА № 1 и № 2 проверялись двухс'ж'оронняя связь, телеметрия. По команде с земли с корабля передавались записи песен в исполнении хора Пятницкого, давались шумы работающего человеческого сердца. Быть может, это послужило толчком к слуху о том, что русские запустили космонавтов, но скрыли, поскольку запуск кончился неудачей?

Словом, вот какие события предшествовали суховатым строчкам доклада Ю. А. Гагарина:

«Последняя предстартовая подготовка проводилась утром. Она началась с проверки моего здоровья... После этого штатной командой боевого расчета производилось одевание скафандра. Скафандр подогнали, оп-рессовали. Затем положили меня в технологическое кресло, пробовали, как на скафандре лежит подвесная система, вентиляцию скафандра, проверили связь. Все действовало хорошо».

НА СТАРТ

Как он протекает сейчас, мы не раз видели. Подобное происходило :« тогда. Космонавт №1 вместе с дублером Г. С. Титовым погрузились в автобус и поехали на стартовую позицию. Дублер остался на земле, а первый поднялся на лифте в кабину и занял свое рабочее место. А теперь вернемся к докладу.

«Затем было проведено закрытие

7