Юный техник 1993-07, страница 25

Юный техник 1993-07, страница 25

только от углеводородных, но и от многих других типов двигателей,— рассуждает он.— Ведь в них согласно второму закону термодинамики затраченная энергия всегда будет больше, нежели достигаемый результат...

Что же получается нашелся способ создать ракетный двигатель с КПД более 100 процентов? Нет, пожалуй, так ставить вопрос некорректно. Лучше, наверное, сказать, что Василий Дмитриевич и его коллеги, кажется, нащупал11 новый, куда более эффективный способ высвобождения энергии, заключенной в веществе, посредством его фазового перевода из одного состояния в другое.

Давайте проясним, что скрывается за этой несколько туманной формулировкой. Физики издавна заметили, что многие вещества при переходе из одного состояния в другое — например, из твердого в жидкое или из жидкого в газообразное — потребляют или выделяют изрядное количество энергии. Работы же для этого не надо делать, по существу, никакой.

Скажем, бросил в стакан с горячей водой кусочки льда, жидкость начинает быстро охлаждаться по мере того, как лед тает. Переход из твердого состояния в жидкое требует дополнительного количества энергии. Ее и забирает лед из нагретой воды. А вот пример обратной реакции. Если бросить в воду кусочек металлического натрия, как это любят делать школьники на уроках химии, то он с легким взрывом 3ai орится и будет гореть ослепительно желтым пламенем, извергая снопы искр и облака дыма.

Аналогичные, хоть и не столь эффектные реакции могут проходить и внутри твердого тела. Вспомните хотя бы о нашумевшем процессе Флейш-мана — Понса, называемом иначе «холодным термоядом» (подробности см. в «ЮТ» № 8 за 1989 год). Два электрода погрузили в воду, подключили к ним источник электроэнергии, и в окружающее пространство из электродов вдруг стало выделяться вчетверо больше энергии чем прикладывалось. Откуда? Споры об этом идут и по сей день...

НА ГРАНИ ФАНТАСТИКИ

Другая реакция менее известна, но тем не менее тоже весьма удивительна. Еще в 1959 году наш соотечественник, доктор технических наук П.К. Ощепков наблюдал интересное явление: один из двух спаев в полупроводнике нагревался более, чем позволяло количество тепла, получаемое в результате потерь омического сопротивления цепи. Откуда лишнее тепло? Оказалось, за счет эффекта Пельте это тепло переносилось от холодного спая к теплому.

А возьмите сами электроны — переносчики электрического тока. Для того чтобы оторвать электрон от атома, сделать его свободным, в среднем надо затратить энергию порядка 4 эВ. В самом же электроне содержится энергия порядка 0,5 МэВ, то есть в 100 с лишним тысяч раз больше. Вот бы ею воспользоваться

В общем, как полагают В.Д. Шабет-ник и его коллеги, в природе существует немало явлений, умело используя которые можно получать энергию как бы ниоткуда. Причем коэффициенты превращения, или, как говорит Шабетник, коэффициенты конверсии, при этом могут составлять от 2,19 до 14,2. То есть, говоря иначе, есть вроде бы возможность получать энергии в 14 раз больше, чем тратить.

Но все-таки остается вопрос: как намерены исследователи получать энергию и как использовать? Его я и задал Василию Дмитриевичу. Должен сказать, что особых подробностей он мне не открыл, сославшись на процесс патентования. Рассказал лишь об общих принципах.

— Представьте,— сказал он,— замкнутый сверхпроводник. Как известно, если мы наведем в таком контуре ЭДС и в результате ее возникнет электрический ток, то он может циркулировать в кольце до бесконечности. Вот вам и идеальный накопитель энергии. Черпать же ее мы будем из своеобразной энергетической «бочки», конвертера — устройства, которое, в свою очередь, будет получать энергию из окружающего пространства. Иными словами, это тепловой насос, работающий на моле-

23