Юный техник 1993-09, страница 34

Юный техник 1993-09, страница 34

ХИТРОСТИ КНЯЗЯ ДМИТРИЯ

сы конницы на местности, пересеченной оврагами.

После 1—2 часов такого избиения Мамай приступил к выполнению второго пункта стратегического плана Дмитрия. Он решил все-таки «увязнуть» в критической массе в центре.

Никто из историков толком не объясняет, зачем князь Дмитрий перед битвой надел кольчугу простого воина, а свой великокняжеский плащ и знамя отдал одному из бояр — Михаилу Бренку. Однако именно этот прием привел к психологическому эффекту, определившему первый перелом в битве, то есть к полному уравновешиванию сил и потере татарами наступательного порыва в центре.

Дмитрий очень хорошо знал ордынское войско, его полководцев и их способы ведения битвы. Он знал, что весь тактический наступательный порыв каждого из татарских командиров будет направлен на него, командующего русским войском, на его знамя.

Так и получилось. Все татарские мурзы с разных сторон, не жалея сил и жизней, прорубались к знамени и одежде Великого князя. Остановить их целенаправленный порыв оказалось невозможно: боярина они изрубили и знамя свалили.

Во все времена потеря знамени и командующего, его гибель или бегство неизбежно вели к психологическому перелому, вслед за которым следовал разгром армии. Вспомните, как успешно этот прием применяли спартанцы или Александр Македонский. А тут получилось все наоборот: парализованы оказались сами татары. Свалив знамя и боярина, они стали издавать ликующие крики. Считая, что битва выиграна, они даже рубиться перестали от радости, напор их поиссяк.

Однако этот момент радости оказался для них роковым: русские перешли в наступление. Они-то знали, что татары ошиблись!

ОСНАЩЕНИЕ РУССКИХ ВОИНОВ

Да, передовой полк принял на себя главный удар врага, но это вовсе не значит, что он был обречен на уничтожение. Пешие вполне могут противостоять коннице при соответствующем вооружении и тактике

32