Юный техник 1994-02, страница 25

Юный техник 1994-02, страница 25

Потихоньку начинает появляться у пожарных и новая, оригинальная техника. Вот какой проект, к примеру, разработан в ЦИАМе — Центральном институте авиационного моторостроения. Его специалисты предлагают тушить огонь не жидкостью или пеной, а газом. Для этого на платформе отслужившей свое танкетки они установили отработавший свой срок турбореактивный двигатель. Поворотные сопла направляют сильнейшую струю выхлопных газов на очаг огня и... попросту душат его. В струю можно добавить еще и воду, которая, мгновенно превратившись в пар, добавит эффекта.

Ну а если такой способ применить невозможно — скажем, площадь огня чересчур обширна или горят склады боеприпасов, как это произошло недавно во Владивостоке, можно прибегнуть к... обстрелу. Несколько предприятий и институтов оборонного комплекса общими усилиями создали «Импульс-2» — спецмашину, . выполненную на - ходовой базе танка Т-62. Вместо башни с пушкой на нем установлена пусковая установка с 50 стволами. В каждом из них — «снаряд», содержащий 30 кг особого порошка. И когда одновременно дают залп из десятка стволов, аэрозольная струя высотой до 6 м и шириной в 20—30 м «срезает» огонь, словно пламя свечи. Разлагаясь, аэрозольные вещества изолируют горючий материал от кислорода воздуха, насыщают зону углекислым газом, не дают огню разгуляться.

Словом, и у пожарников появился целый набор средств борьбы со столь опасным бедствием. Ведь пожары в наших городах сегодня, увы, не ред-

С. НИКОЛАЕВ, спец. корр. «ЮТ»

ЧТО НИ ДЕНЬ, ТО ЧУДО...

И происходит оно не за тридевять земель, в тридесятом царстве, а в Нижегородской губернии, где живет-поживает человек весьма смекалистый и изобретательный — Владимир Шехов. Он же автор тех самых чудес, о которых я хочу рассказать.

Встретились мы с ним возле городского Театра оперы и балета, где Владимир отыскал очередное чудо.

— При чем здесь театр? — опередил он мой вопрос.— Да работает здесь человек, который за 25 лет около ста часов провел в свободном полете.

— Что ж, он космонавт, что ли? — поинтересовался я.

— Не угадали,— рассмеялся Шехов.— Солист балета. Но за четверть века работы провел в невесомости

23