Юный техник 1994-05, страница 11

Юный техник 1994-05, страница 11

о

Твердая частичка размером в 20 микрон — ее и глазом-то не увидишь — попав в форсунку ракетного двигателя, может заклинить отверстие и привести к катастрофе. Как же ее избежать? Да очень просто. Что вы делаете с грязной посудой?

Секретами технической мойки поделились с нашим корреспондентом специалисты фирмы «Ультратех», созданной при Всероссийском научно-исследовательском институте технологии автомобильной промышленности.

— Как вы думаете, какая из этих деталей грязная? — спросила меня старший научный сотрудник Зоя Николаевна Кондакова, кивнув на лежащие перед ней шестеренки.

Смотрю: одна в масле, другая — сухая... Вопрос ясен. Но... Оказались грязные обе! Только на первой следы консервации, а на второй, посмотрев внимательнее, можно обнаружить едва заметную мутноватую пленку. Как пояснила Зоя Николаевна, это остатки солей, отложившихся на поверхности после испарения воды. В виде накипи их легко обнаружить внутри чайника. Как известно, на вкусовые качества чая это практически не влияет. Иное дело тонкие технологии...

К примеру, на поверхность шестеренки предстоит нанести износостойкое покрытие из нитрида титана. Выполняют эту операцию в специальных вакуумных камерах методом ионно-плазменного напыления. Ионы нитрида титана, «бомбардируя» деталь, диффундируют в ее поверхностные слои и обеспечивают довольно прочное сцепление с основным металлом. Но произойдет это лишь в том случае, если поверхность не имеет загрязнений. Даже незначительная соляная пленка приведет к тому, что покрытие просто «не ляжет» или будет слишком недолговечным. А потому перед операцией каждую деталь тщательно моют. Для этих целей разра

ботана специальная технология тонкой очистки.

Загрязнения бывают различны. Кроме упомянутых консервационных смазок и соляных отложений, на деталях могут оказаться окисные пленки, нагары, остатки абразивной пасты, смазочно-охлаждающих жидкостей, даже твердые частицы... И к каждому виду найти свой подход...

Казалось бы, что тут искать. Есть ведь универсальные растворители — спирт, керосин или ацетон... Окунул деталь в какой-нибудь из них, протер для верности тряпкой — и порядок. Но так могут рассуждать только люди несведущие.

— Как бы вы очистили вот это? — У Зои Николаевны в руках изрядно потрудившийся метчик.

И в самом деле, как выковырнешь застрявшие между витками резьбы Опилки металла, да еще смешанные с густой смазкой?..

Видя мое замешательство, Кондакова опустила метчик в бачок с каким-то раствором, нажала кнопку. Что-то зажужжало, и через пару минут из бачка был вынут блестящий, совсем как новый, инструмент.

Как выяснилось, весь фокус — в ультразвуке, вернее в акустической кавитации, возникающей благодаря ему в моющем растворе. Процесс этот связан с рождением внутри жидкости пузырьков или полостей, заполненных смесью паров и газов.

9