Юный техник 1994-06, страница 8

Юный техник 1994-06, страница 8

молета подойдет к концу запас горючего. И в тех случаях, когда разведку и преследование субмарин ведут сухопутные Ту-142 (модификация стратегического бомбардировщика Ту-95) или Ил-38 (переделанные для военных целей Ил-18), а также вертолеты Ка-25, приходится все время посылать на боевое дежурство одну машину за другой. А это, сами понимаете, дорогое удовольствие. Да и нет гарантии, что во время пересменки подлодка не ускользнет из контролируемого района. Ищи ее тогда в море...

Иное дело — гидросамолет. Если волнение на море сравнительно небольшое — до 3—4 баллов,— тот же Бе-12 может сесть на воду и тоже затаиться. Тут уж у кого первого не выдержат нервы...

Для такой охоты — из засады — и предназначался новый гидросамолет-охотник А-40. Впервые в мире ее создателям — конструкторам ТНТК имени Г.М.Бериева под руководством Г.С.Панатова — удалось построить летающую лодку с двумя маршрутными турбовентиляторными двигателями мощностью по 12,5 тыс. л.с. каждый. Они расположены над плоскостью. А ниже, под крылом, стоят еще два стартовых турбореактивных двигателя по 2,5 тыс. л.с. Они-то и позволяют тяжелой 86-тонной машине длиной в 42 м стремительно стартовать — хоть с воды, хоть с суши, пробежав не более] 1800 м. Крейсерская скорость А-40 — 800 км/ч (это, считай, в 1,5 раза выше, чем у Бе-12), а дальность полета до 5500 км (без дозаправки в воздухе).

Машина, как уже говорилось, произвела сенсацию в авиационном мире, побив еще во время испытаний 14 мировых рекордов.

Все шло неплохо, пока не началась конверсия. В связи с начавшимся сокращением вооруженных сил охотник за подводными лодками А-40 потерял работу, стал, по меткому

замечанию тех же западных журналистов, «редкой птицей, ищущей себе гнездо».

Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Авария подводной лодки «Комсомолец» выявила острую нужду в поисково-спасательном самолете, который бы в случае необходимости способен был сесть на воду и подобрать терпящий бедствие экипаж. Модификация А-40, переименованная в Бе-42, вполне годилась для этой цели.

Ну а поскольку, на наше счастье, катастрофы и аварии в море происходят не так уж часто, бывшему охотнику подыскали еще одну работу — пожарника.

Представьте, что где-то загорелась тайга. Дорог в регионе нет, и обычным пожарным машинам туда не пробиться. Не очень многое могут сделать и пожарные-парашютисты, вооруженные взрывчаткой да портативными огнетушителями. Тогда на помощь вызывают пожарные самолеты.

Такой самолет, подлетая к очагу пожара, открывает заслонки, и... Будто после взрыва, поднимается с земли огромное облако дыма, пара и пыли. Несколько тонн воды — водяная бомба, сброшенная с неба,— делают свое дело. Очаг пожара подавлен.

Но так счастливо кончается, если пожар небольшой. Когда же горит сибирская тайга, одного захода, как правило, бывает недостаточно. И воздушному пожарному, в роли которого до недавних пор использовался самолет Ан-32, приходится возвращаться на базовый аэродром, садиться, заправлять подвесные емкости водой и снова возвращаться к району бедствия.

Между тем специальная модификация «Альбатроса» — Бе-200 — управляется с такой операцией куда быстрее. Гидросамолет может заправлять водой бортовые баки прямо на ходу, глиссируя по поверхности реки или озера. Да и берет он на борт не 8, а 12 тонн воды или пеногасящей жидкости.

Правда, некоторые пожарные скег •

181