Юный техник 1995-01, страница 11

Юный техник 1995-01, страница 11

НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ИДЕЙ

Осенью 1994 года был совершен первый полет самолета-лаборатории в рамках комплексной российско-американской экспедиции по маршруту трансконтинентальной железной дороги через Берингов пролив. Так было положено начало новому этапу в развитии идеи, зародившейся еще 100 лет назад.

В 1884 г. губернатору штата Колорадо В. Гил пину пришла в голову мысль: «А не соединить ли железнодорожной колеей берега Аляски и Чукотки?» Спустя десять лет этим заинтересовался и глава крупного международного синдиката французский предприниматель Лойк де Лебель. Он обратился к российскому правительству с просьбой предоставить концессию на строительство железной дороги между Азиатским и Американским континентами.

По предварительным выкладкам, магистраль должна была отпочковаться от Транссиба в Канске, пройти севернее Байкала (почти но трассе нынешнего БАМа), протянуться до Николаевска-на-Амуре с ответвлением на Чукотский полуостров и далее через Беришов пролив дойти до Аляски.

Техническая возможность строительства особых сомнений

не вызывала, поскольку российские инженеры и рабочие только что справились с труднейшей прокладкой Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока протяженностью 7500 км. Новая же трасса, громко назваш1ая в печати «Париж — Нью-Йорк», должна была протянуться «всего лишь» на 5700 км. Финансовую поддержку проекту гарантировал не только синдикат Лебеля, но и Комитет содействия магистрали, созданный в США.

Специалисты уже начали геологические и геодезические работы. Однако, получив соответствующий доклад, царь Николай II собственноручно начертал на нем: «Изыскания прекратить». Говорят, он опасался

Модель проекта моста, ■редложеюю-го профессором Ливом.