Юный техник 1996-05, страница 15

Юный техник 1996-05, страница 15

лубой) не зря потратили 10 млн.дол-ларов на подготовку к матчу. Компьютерный монстр, весящий 20 т, впитал в себя весьма многое из того, что было изобретено шахматной наукой и практикой. «Надо быть настоящим крокодилом, чтобы в подобной ситуации вспомнить о русской партии», — удивился Каспаров, когда в пятом поединке выяснилось, что в память машины занесен и этот вариант начала, игравшегося чемпионом всего дважды. Тем не менее «крокодил» оказался не так страшен.

В пятой партии на 26-м году Каспаров предложил компьютеру ничью. Предложение передали за 400 км от шахматного столика, в лабораторию, где стоял «вычислительный монстр», обслуживающий нужды Пентагона. (Это обстоятельство, кстати, позволило Каспарову пошутить: «Пока мы играем, можно спокойно нападать на Америку...»)

Получив предложение чемпиона мира, машина, не умеющая принимать подобные решения самостоятельно, сообщила о нем своим создателям. Те посовещались и решили ничью отклонить, поскольку у Каспарова было на 40 минут меньше шахматного времени. Он почти в цейтноте, а машина считает варианты куда быстрее человека...

Партия была продолжена, и компьютер, допустив несколько элементарных ошибок, с треском ее проиграл. Каспаров даже заподозрил, не перегрелся ли соперник. По этой ли причине до

И Каспарову порой приходилось туго. ЭВМ-то ЭВМ, а играть умеет...

пускала машина ошибки или потому, что новая программа сыровата, не до конца отлажена, но уже к шестой партии выяснилось: если компьютер не отвечает на ход в течение более трех минут, значит, дела у него неважные, жди ошибок.

Однако создатели программы не унывают. Они предложили в следующем году сыграть новый матч. Каспаров согласился, но, зная, что машина к тому времени как минимум еще вдвое повысит свое быстродействие, обновит и усовершенствует банк программ, выставил встречное условие. В дебюте он хотел бы также получить доступ к своему персональному компьютеру. «Я хочу иметь возможность после первого хода е2-е4 спокойно пускаться в осложнения, не насилуя свою память. Она ведь уступает компьютерной», — пояснил он.

Как показал и этот матч, человек превосходит ЭВМ по интуиции, способности взвешивать плюсы и минусы той или иной позиции, оценивать ситуацию в считанные доли секунды. Секреты такого превосходства толком не знает никто, а значит, не раскрыть их и соперникам, в том числе компьютерным.

В. ЧЕТВЕРГОВ

13