Юный техник 1996-12, страница 27естественным», синии «представляет все в печальном свете», желтый же «радует глаз, расширяет сердце, бодрит дух...». Современные исследователи, правда, не соглашаются с такой трактовкой зеленого, считая его успокаивающим. Ведь он издавна преобладал в мире, и глаза человека лучше всего приспособлены к его восприятию. Не случайно медики перекрасили белые операционные в зеленые тона и надели такого же цвета халаты — признано, что при этом и хирурги меньше устают, и пациенты лучше переносят боли. Считается, что голубой цвет дает ощущение прохлады, а желтый — тепла. И это теперь подтверждено опытом: группа людей в голубой комнате жаловалась на холод, а в окрашенной в желтое чувствовала себя нормально. А ведь помещение было одним и тем же при непременной температуре 15°С. Просто его по-разному освещали, используя цветные фильтры. Одно время была в моде теория динамического цвета, предписывающая ярко окрашивать производственные помещения для повышения производительности труда. Но вскоре выяснилось, что, к примеру, оранжевые стены сначала стимулируют труд, но потом начинают людей раздражать, мешая им сосредоточиться. На смену пришла теория оптимальных цветов, следуя которой, в частности, черно-коричневые парты в школах стали перекрашивать в салатовые, кремовые. Потом дизайнеры переболели архитектурным методом и функционализмом, теориями цветового шока и цветового круга... Дело доходило до курьезов. Как-то французская торговая фирма заказала художникам модный черный узор на красной, фиолетовой и голубой тканях. Когда заказ был выполнен, фирма отказалась оплатить работу, поскольку на красном фоне узор выглядел зеленым, на фиолетовом — желтоватым, а на голубом — оранжевым! Пришлось экспертам из Центра цвета в суде доказывать, что виноваты в этом не художники, а явление так называемого одновременного контраста, когда зрительное ощущение ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦВЕТОВ. Трудно поверить, что кружки в верхней и нижней части каждой пары фигур — одинакового цвета. Так искажает их окружение, в чем легко убедиться, прикрыв фон маской — листком бумаги с круглым отверстием, соответствующим диаметру кружка. А вот еще один нюанс. Францу зский трехцветный флаг состоит из синей, белой и красной вертикальных полос, как кажется нам, совершенно одинаковой ширины. На самом же деле их соотношение разное: 33:30:37. Ибо только в этом случае полосы воспринимаются одинаковыми. Зрительный цветовой эффект учтен и в российском триколоре. ж т |