Юный техник 1997-03, страница 12

Юный техник 1997-03, страница 12

Одни земные подвижки длятся века, другие же — лишь минуты и даже секунды. Все это исследовано и описано в геологической литературе. Нам же удалось выявить новый геологический феномен — странные колебания поверхности, не относящиеся ни к первой, ни ко второй разновидности. Это походило на «дыхание» земной коры на участках диаметром от 10 до 100 километров. Землетрясения после подобного колебания может и не быть, а вот если оно случается, то непременно с таким предисловием. Отмечаются подобные явления, кстати, не только в сейсмических районах. Длительность их — от десятка минут до десятка лет, наиболее же типичная — порядка 100 дней. Как будто некий организатор дышит-дышит, да и чихнет...

Чтобы отследить это дыхание, потребовались новые приборы высокого класса точности. И оказалось, что само по себе явление довольно распространенное, причем привязано оно к так называемым мантийным каналам, существующим в земной коре десятки миллионов лет. Представьте себе как бы колодец глубиной примерно в 3000 км от поверхности до границы внешнего жидкого ядра планеты. Только заполнен колодец не водой, а породой, отличающейся меньшей плотностью в сравнении с кристаллическим мантийным монолитом. Она как бы выкрошена и на границах твердых массивов вместе с разными полезными ископаемыми трением выдавливается на поверхность.

Так о каких же процессах, происходящих в земных недрах, оповещают мантийные каналы?

Один из них ученые назвали так: короткоживущие подкорковые локальные возмущения (КПЛВ). Как удалось выяснить, они тесно связаны с атмосферой. Открытие это сделано весьма остроумным спо

собом. Когда задача была поставлена, выяснилось, что на обширной территории, а еще лучше по всему земному шару предстояло раскинуть сеть наблюдательных приборов. Можно ли представить себе такую тьму нивелиров, следящих за сантиметровыми колебаниями земной поверхности? Конечно, это было нереально. И тогда Бородзи-ча осенило — использовать сведения метеонаблюдений. Четыре года ежедневно через каждые шесть часов обрабатывались метеоданные со значительной части Северного полушария, включая и всю нашу страну. Одна к одной сложились 6000 карт — 6000 мгновенных состояний метеополя.

Эдуард Владимирович разворачивает итоговую карту, расчерченную изобарическими спиралями. Они образуют ряд гнезд. Это значит, что циклоны и антициклоны с удивительным постоянством посещают избранные площадки, как бы ни гоняли их ветры и ураганы. Атмосферное давление в этих местах словно резвится, то повышаясь, то падая. Такая закономерность завораживает и озадачивает. Около 300 бароцентров (так названы участки, аномально часто привлекающие внимание циклонов и антициклонов) разбросаны на пространстве от Гренландии до Бангладеш. Здесь они побывали до 180 — 240 раз, в то время как на «нормальных» участках 3 — 4 раза.

Объяснить такие чудеса в своем хозяйстве метеорологи пока не могут, ведь подобная обработка данных проведена впервые. Бородзич же считает, что бароцентрические «пятна» совершенно не зависят от характера земной поверхности. Ведь они наблюдаются и над покрытыми льдом массивами, и в жарких пустынях, над тайгой и океаном, над равнинами и горами безразличны к времени года, температуре, заселенности мест.