Юный техник 1997-03, страница 14

Юный техник 1997-03, страница 14

агент-усилитель, который передает и умножает слабые гравитационные импульсы. Что же это?

Поиск привел к атмосферной пыли — аэрозоли, одному из самых тонких гравиметров в природе. Даже малейшего колебания силы тяжести достаточно, чтобы изменить ее концентрацию в 1000 раз. Аэрозоль либо стекается к уплотненному месту, либо распыляется при обратном процессе. Но только она одна вряд ли способна так резко сказаться на атмосферном давлении. Подключается повышенная конденсация вокруг нее частиц облачного покрова, который, всплывая от конденсаторного тепла, работает гигантским поршнем, разрежая под собой пространство.

Тут возникает немало вопросов. Нужен анализ дымки, отслеженный с земли, из атмосферы и из космоса, съемки разных слоев под разными углами. А дальше на очереди процессы в верхних слоях атмосферы. Свечения во время землетрясений, грозы без облаков, с молниями, бьющими снизу вверх, потеря радиосвязи, полярные сияния — это может быть

Схема простейшего сейсмографа наших дней. Груз, подвешенный на нити, колеблется от сотрясений, вычерчивая кривую на бумажной ленте...

реакцией заряженных частиц и целых слоев на гравитационные возмущения, их перестройку и деформацию. Скажем, космонавты видели лучистые вертикальные структуры, настолько привязанные к определенной широте или долготе, что они могли бы послужить навигации. Чем не гравитационная игла, уходящая из мантийного канала в атмосферу и вызывающая свечение перераспределяемых зарядов?

Но атмосфера — лишь часть «мантийной проблемы». И может, не самая злободневная для человечества. Есть еще гидросфера, подземная и морская. Меняются уровни грунтовых вод, пульсируют дебиты ручьев, нефтяных и газовых скважин. Существуют общепринятые объяснения маловодья, усыха-ния, ухода воды в трещины. Но что делать опять-таки с синхронным колебанием уровней в разных местах, удаленных друг от друга за тысячи километров?

Напрашивается единый «дирижер», который может управлять этими процессами, так сказать, из глубины, воздействуя сразу на несколько родственных мантийных каналов. Появилось, в частности, предположение, что уровень Каспия связан не столько с количеством стоков, сколько с повышением и понижением дна моря. В его центре расположен выход крупнейшего мантийного канала, а над морем царит мощный циклонный узел.

Так теория КПЛВ расширяет области своего приложения, вот, к примеру, еще сенсация. На одной из карт видим, что многие бароцентры сосредоточились строго на концентрических окружностях с общим центром. Вот аккуратная дуга, где насчитывается почти два десятка отметин. Действительно игра природы или шалости циркуля?