Юный техник 1997-03, страница 13

Юный техник 1997-03, страница 13

Можно было бы предположить, что атмосфера, как воздушный океан, имеет какие-то «глубины» и «мели», но ведь физике известно: жидкие и газовые среды не могут быть базой отсчета координат. Так гласит не-опровергнутый принцип Галилея.

Тогда, может, космос диктует условия? Однако как же сплошное и фронтальное воздействие на планету космических частиц «рассре-дотачивается» по определенным мишеням? Почему сгусток солнечного ветра 240 раз за четыре года попадает в одно и то же место в Забайкалье? Геофизики и астрофизики не могут ответить на эти вопросы.

Остается одна физически ощутимая величина, способная влиять на такой вихрь процессов с завидным постоянством. Это — гравитационные силы. Бородзич с коллегами, в сущности, составили карту тектонической активности.

Итак, надо заглядывать в глубины Земли. Глубоко ли? От поверхности, мы уже выяснили, ничего не зависит. Дальше — первый слой, кора. Толщина до 50 км. Если тут «что-то» шевельнулось, явно отразится на атмосфере. Но есть одна закавыка. Ряд бароцентров развивается синхронно, от одного источника на расстоянии, явно превышающем глубину коры. Иными словами, источник возмущения лежит ниже. А там сплошная трехтысяче-километровая глыба мантии, настолько твердая, что быстрые знакопеременные (вверх — вниз) процессы с периодами от десятка минут до десятка лет невероятны. И только уже упомянутые мантийные колодцы прошивают монолит на 3000 км, до самой границы жидкого ядра. Не их ли активность и передается к поверхности, вызывая атмосферные аномалии?

Рассмотрим пообстоятельнее это предположение. Как известно, ядро Земли вращается, и его воз-

Так отмечали подземные толчки ученые древнего Китая. При малейшем сотрясении дракон ронял шарик в лягушачью пасть.

мущения, волны и всплески, приливы и отливы расплавленной жидкой лавы не могут не тревожить оснований мантийных каналов. Наплыв — и подпор снизу, уплотнение внутриканальной массы, выпучивание поверхности, а с тем и хоть микроскопическое, но увеличение силы тяжести над «колодцем». И наоборот: отлив — ослабление подпора, разрежение вещества, ослабление силы тяжести.

Разумеется, подчеркивает Бородзич, взаимодействие нельзя выразить столь прямолинейно, однозначно. Механизм «приемо-передач» по всей цепи процесса исключительно сложен и требует тщательного многостороннего изучения. Ведь колебания силы тяжести в земном колодце ничтожны — порядка 10 — 7 д, слабый отзвук кипения из трехтысячекилометро-вой глубины. Скачки же атмосферного давления могут достигать десяти процентов от нормы. Пропорция несовпадающая. Значит, есть