Юный техник 1997-07, страница 17

Юный техник 1997-07, страница 17

зившими перед этим земной шар. Таких частиц куда меньше; пока с вероятностью 97% зарегистрированы лишь два мюона, двигавшиеся в нужном направлении.

Конечно, этого мало. Поэтому многие ныне рассматривают данный проект лишь как пролог к созданию полномасштабного Байкальского телескопа, который будет занимать около 100 тыс. кв.м, то есть в 50 раз больше БНТ. Только найдутся ли на его сооружение необходимые средства?..

ЭСТАФЕТУ ПРИНЯЛИ ЯПОНЦЫ. Пока же суть да дело, охоту за нейтрино возглавили японские исследователи. В апреле 1997 г. они в содружестве с американцами смонтировали детектор-гигант «Суперкамп».

Он располагается в 100 км от Токио. В бывшем руднике на глубине 1,5 км сооружена пещера, в которой можно бы было разместить и Нотр-Дам де Пари, и московский храм Христа Спасителя. В пещере стоит цилиндрический бак с 50 ООО т чистейшей воды, окруженной 11 ООО фотоумножителей.

Большинство детекторов настроено на ловлю космических нейтрино. Но некоторые, в том числе и «Суперкамп», смогут регистрировать и частицы, излучаемые ускорителями.

В мощном протонном ускорителе КЕК, построенном близ японского города Цукуба, протоны, ударяясь о металлическую мишень, будут распадаться, продуцируя в числе прочих частиц и нейтрино высоких энергий. Их поток пронижет землю и, проделав путь в 250 км, попадет на детекторы «Суперкампа».

Существует гипотеза, что горная порода тоже побуждает нейтрино к осцилляциям. Проверить ее удастся в

1999 и 2002 годах. Именно в эти периоды планируются эксперименты с отправкой нейтрино из КЕКа в «Суперкамп».

Подобные опыты в те же сроки будут проведены в Америке и Европе.

КАКОВА ДОБЫЧА? Словом, охота за нейтрино продолжается. Но зачем? Ведь неуловимую частицу уже поймали!

Спору нет, нейтрино обнаружено. Но напомним, нейтрино искусственное. Космические же до сих пор не поймали. А расшифровка их природы, определение массы даст физикам возможность ответить на множество вопросов, касающихся строения нашей Вселенной.

В частности, по мнению теоретиков, ныне львиную часть массы Вселенной составляет так называемая темная, или невидимая, скрытая, масса. Все, что мы видим — звезды, галактики, космический газ, — составляет не более 10% вселенского вещества. Остальное увидеть невозможно.

Значительная же часть скрытой массы приходится на нейтрино. Узнав, сколько весит одна частица, сколько их всего, можно подсчитать, сколько весят они все, а затем вычислить среднюю плотность массы Вселенной. Имея же такие данные, ученые смогут сказать, будет ли Вселенная расширяться вечно или под действием сил гравитации процесс когда-то повернет вспять.

Так что судьба Вселенной, а вместе с нею и судьба человечества зависят от крошечной частицы. И от того, насколько глубоко и точно человек сумеет разобраться в ее природе.

С.ОЛЕГОВ, научный обозреватель «ЮТ»

15