Юный техник 1997-09, страница 73

Юный техник 1997-09, страница 73

Осуществить электромагнитное управление клавишами по команде электронного устройства для современной техники дело не столь уж сложное. Сами управляющие сигналы могут быть как результатом творчества музыканта-программиста, так и слепой копией движения рук музыканта-исполнителя. Как тут не вспомнить о появившейся еще в прошлом веке пианоле. Она воспроизводила музыкальную пьесу с помощью отверстий на бумажной ленте. Это был код, диктовавший последовательность действий механизму. Так что сегодня произошел своего рода возврат к пианоле, только на новом уровне. С точки зрения развития техники, казалось бы, ничего особенного не произошло. А с точки зрения музыки? Вот ведь цифровая запись, пришедшая на смену механическому изготовлению грампластинок, тоже сродни пианино, на котором играет электронный музыкант-призрак. «Все это так, — отвечают представители фирмы, создавшей диковинный музыкальный агрегат, —

но истинный ценитель всегда отличит звук, записанный через микрофон, от звука, рождающегося под ударом реальной клавиши по реальной струне. И уж его не обманешь аккордом, сформированным электронной схемой. Не потому ли терменвокс так и не прижился в больших оркестрах, а синтезатор используется лишь в ультраавангардных музыкальных группах да для создания пока нам неведомой музыки «космических сфер»? Много лет назад московский изобретатель Вячеслав Петрович Хортов словно предвидел такой ход событий. Если уж совершенствовать музыкальные инструменты, решил он, то лучше не придумывать новые, а облегчить пользование устоявшимися классическими. Рассуждал он чисто по-инженерному. Музыкальный инструмент — это прежде всего объект управления. Его органы — клавиши, струны, смычок, клапаны (в духовых инструментах)... В электронных, к примеру, размер клавиатуры всегда можно подогнать по размерам руки рядового человека.