Юный техник 1997-09, страница 74

Юный техник 1997-09, страница 74

Ведь устройства, создающие звук, связаны с клавиатурой лишь проводками и, стало быть, могут располагаться где угодно. Традиционные же инструменты построены совсем иначе. Здесь командуют струны, трубы, различного рода резонаторы — устройства, принимающие непосредственное участие в создании звука. Их размеры определяются чисто физическими процессами. И потому порой с большим трудом могут быть увязаны с анатомией человека. Взгляните, к примеру, на заставку. Саксофон — одноголосый музыкальный инструмент. Тон его звучания определяется числом, размером и местом расположения клапанов. Важно, что любой из клапанов может быть лишь в одном из двух состояний: закрытом или открытом. Выполняется это при помощи сложной системы рычагов. Их размеры и расположение таковы, что не каждый человек имеет руки, пригодные для игры на таком инструменте. И даже тем, кому повезло, приходится годами разрабатывать кисть, чтобы суставы приобрели необходимую гибкость.

Проанализировав все это, Хортов в своей конструкции саксофона решил все переиначить. Он убрал излишние передаточные звенья, а к группам механически связанных клапанов приладил катушки электромагнитов. Управление ими по проводам вывел на небольшую клавиатуру, которую расположил

тут же на инструменте. Обучение

игре теперь резко упростилось.

Такому упрощению управления

подверглись многие классические

инструменты. Важно, чтобы они

были с дискретным управлением.

А этому признаку отвечает даже

скрипка. Пальцы скрипача, когда

инструмент настроен, время от

времени прижимают струны

в определенных местах грифа.

И тут строение кисти, ее гибкость

играют первостепенную роль.

Недаром говорят, что Паганини

был одарен прежде всего руками.

Далеко не каждый мастер мирового

класса способен сыграть его

произведения. Между тем, как

полагает Хортов, можно было бы

создать некий аналог скрипки,

в котором прижатие струн

осуществлять электромагнитным

механизмом, а управление —

небольшим пультом на грифе.

Не будет особого греха, если

такой инструмент

снабдить еще и

автоматической

системой

настройки струн.

И, получив

такую скрипку,

думаем, даже

музыкант

средней руки

не будет

испытывать

зависти

к Паганини.

А. ВАРГИН