Юный техник 2001-02, страница 17

Юный техник 2001-02, страница 17

ным (бортинженер'*. Им уже приходилось устранять неполадки на «Мире». Полковник ВВС, космонавт Г. Падалка два года назад пробыл на орбите 198 суток, а специалист РКК «Энергия» Н. Бударин трудился на «Мире» 75 суток.

Но можно ли даже при такой подготовке гарантировать стопроцентную точность попадания объекта в заданный район "ихо-го океана? Ни один из баллистиков Центра управления полетами не дал утвердительного ответа, ^ело в том, что «Мир» — сложная конструкция весьма причудливой конфигурации. Ни разработчики станции, ни специалисты по аэродинамике не могут сегодня точно прогнозировать поведение орбитального комплекса на разных этапах спуска. Как будет проходить полет в верхних слоях атмосферы, в более плотных? Ьудет ли станция разворачиваться, вращаться, удастся ли ее стабилизировать? Невозможно создать точную модель обтекания комплекса, отдельных его частей атмосферными потоками. А если нет абсолютно надежных исходных параметров, то нельзя требовать и стопроцентной точности расчетов.

Именно потому определен весьма обширный район падения элементов «Мира». Обычно протяженность тихоокеанского «полигона» составляет б тыс. км. На этот раз границы раз

двинуты: длина расчетной полосы разброса осколков — 8 — 10 тыс. км, ширина — 200 км. Обломки «Мира» в принципе могут упасть и на сушу, хотя вероятность этого сравнительно невелика.

Мнение баллистиков подтверждают многие конструкторы. ~ак, генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева Анатолий Киселев заявил во всеуслышанье, что стопроцентно гарантировать спуск «Мира» в заданный безопасный район Тихого океана практически невозможно.

Несмотря на то, что большая часть «Мира» сгорит в плотных слоях атмосферы, все же, по оценкам, 10 — 15 тонн элементов станции обрушатся на Землю < шаробаллоны, шпангоуты, массивные гиродины, ракетные двигатели). Возможно, будет несколько тысяч фрагментов, некоторые из них, по расчетам, могут весить сотни килограммов. Такие раскаленные «бомбы» в состоянии пробить железобетонную плиту толщином около 2 м.

И тем не менее, не будем уподобляться французу Пако Раба-ну, который еще в 1999 году предвещал, что 11 августа «Мир» упадет на Париж, приведя к тысячам жертв. Все-таки наши специалисты квалификации еще не потеряли.

С.НИКОЛАЕВ, научный обозреватель КГ

15