Юный техник 2002-05, страница 78

Юный техник 2002-05, страница 78

при случае осциллограмму музыки. Довольно красивое чередование извилистых

линий. Все это бесконечно развивающийся график зависимости напряжения от времени. Приглядевшись, можно усмотреть в них и дух музыкального произведения. Некоторые звуки, например, свисг, чистая музыкальная нота, дают колебания, близкие к синусоидальным. Большинство же звуков дают колебания, более сложные по очертанию. Но их можно представить в виде суммы простых синусоид разных частот. (Не только осциллограмму звука, но и вообще любую линию можно разложить на отдельные синусоиды. Из них же ее можно составить вновь.) Зная набор частотных составляющих, говорят о спектре колебания. Спектр нашего голоса содержит частоты примерно от 300 Гц до 3...4 к1 ц. Для

хорошего воспроизведения музыки нужен спектр частот от 50 Гц до 10...12 кГц. Вообще же человеческое ухо способно слышать в диапазоне от 16 Гц до 16 кГц, и чем ближе к этим значениям границы полосы частот всего гракта передачи, тем естественнее звучание.

Радиовещательные станции в диапазонах ДВ — KB работают методом амплитудной модуляции. Посмотрим, что при этом происходит.

Возьмем генератор, стабилизированные кварцем. Ни одна сила в мире, в том числе изменение напряжения питания, не способна изменить его частоту более чем на 0.001%. Подадим напряжение на усилитель. А усилитель будем питать постоянным напряжением, на которое наложено напряжение чистого тона звуковой частоты (рис. 1). Тогда

Рис.1

Задаюцли генератор

Aitcmho

М/

Усилитель мощности

ш

Микрофон

'Л О ДУЛ it ер

1 4