Юный техник 2007-08, страница 13

Юный техник 2007-08, страница 13

У ВОИНА НА ВООРУЖЕНИИ

игп ь тин к.я «пот/кт нет с ууиа »

Известно, что основателю Российского флота Петру I все, что касалось кораблестроения, казалось весьма важным. А потому Президент Адмиралтейств-колле-гии Иван Головин обязан был докладывать царю все самые, на первый взгляд, малозначительные и даже невероятные данные, если «Потаенное судно» Никснова. они касалась морского дела.

Тем не менее, исполнительный служака несколько месяцев не решался показать Петру челобитную плотника из села Покровского Ефима Никонова. В ней шла речь о «потаенном судне», которое могло бы плавать под водой и «в море в тихое время будет из снаряду разбивать вражеские корабли». Фантазия, да и только...

Каково же было удивление Головина и прочих вельмож, когда осенью 1717 года упорный плотник все-таки прорвался и предстал перед царски очи. И Петр вовсе не разгневался, но с увлечением стал обсуждать с изобретателем детали безумной затеи.

Оказывается, когда в Голландии Петр изучал премудрости корабельного дела, довелось ему слыхивать, что «на реке Темзе уже лет сто назад такое судно исхитрились испытать». А потому было решено, что и на Неве под строгим секретом, чтобы не прознал неприятель, Никонов построит сначала «судно малой пропорции для испытания в реке и показания его действия».

На галерном дворе было выделено место для постройки, и под команду Никонова было отряжено десять плотников и бондарей, а также дана казенная бумага об отпуске леса, разных материалов и припасов.

Но дело так и не было доведено до конца. При первом испытании «потаенное судно» затонуло. И если бы не вмешательство самого Петра, вовремя догадавшегося об аварии и принявшего срочные меры по спасению Никонова и его детища, то дело бы на том и кончилось.