Сделай Сам (Знание) 1989-04, страница 25Рис. 2. Вшивание (а) и вплетение (б, в) заплатки вах, причиненных, например, торчащим гвоздем или сучком дерева. Они обычно узкие, теряются всего одпа-две нити. Большая круглая дыра требует ааплаты. Но и ее можно вставить совершенно незаметно, если использовать те же швы, что и для продольных разрывов. Ткань для заплаты придется взять из подгиба или подборта, заменив ее там другой. Саму дырку придется немного увеличить, чтобы опа имела вид квадрата (прямоугольника), ориентированного по направлению нитей. Углы надсекают на 5 мм (рис. 2, а). Отогнув на изнаночную сторону края дырки с Рис. 3. Нарядные заплатки четырех сторон, накладывают лоскут, следя, чтобы направление его долевых нитей совпало с основным. Отогнутые края дырки и заплатки соединяют так же, как края продольного разрыва. Разутюживают. по лицу распошива-ют — готово! На драпе, сукне и других толстых ворсистых материалах зашивают продольные разрывы и «вживляют;» заплаты встык. Их толщина не позволяет сшивать материал вдвое. Поэтому здесь края прямого продольного разрыва подравнивают, слегка надсекают его на крпцах и прочной ниткой, вдетой в тонкую иглу, прокладывают по изнанке в толще ткани частые стежки поперек разрыва. Нить не должна быть видна на лицевой стороне. Затем другой топкой нитью в цвет ткани скрепляют уже знакомым нам распошивочпым швом края разрыва по лицу ткани. Таким же способом «врезается» квадратная или прямоугольная заплата — что-то вроде инкрустации на ткани. Она будет вовсе незаметна, если вы точно совместите направление нитей п рисунок ткани. Самое большое искусство в штопке — уметь незаметно вплести ааплату в ткапь, «чтобы и штука была вштукована». Без хорошего зрения, а также терпения и аккуратности здесь не обойтись. Сначала питкой, натертой мелом, намечают границу прямоугольника или квадрата вокруг дыры. Лоскут с припусками по краям 15 мм накладывают на изъян с лица. Он должен быть точно совмещен с тканью по долевым и поперечным нитям и подходить по рисунку. Края лоскута отгибаются на 15 мм кверху и приметываются по сгибу к намеченному мелом контуру (рис. 2, б). Чтобы наметочная нить была незаметна с лица, она должна проходить только в толще ткани лоскута. После прпметки из свободных краев лоскута выдергивают нити — получается бахрома, которую-то п вплетают в ткань. Предстоит ювелирная работа: петлей из толстой нити, сложенной вдвое п вдетой в иголку, ниточки бахромы по две протаскивают на изнанку. Кончики их той же петлей выводятся на лицо в 7—8 мм от лннйи наметки и потом состригаются (рис. 2, в). Едва заметный рубчик на лицевой стороне обрабатывается тем же распошивочным швом, что и в предыдущих случаях, и приутюживается на колодке. Правильно вплетенный лоскуток буквальпо врастает в ткань. Это лишь некоторые секреты старинного искусства художественной штопки. Но как быть с блестящими и гладкими тканями, работать с которыми отказывался даже искуснейший Василий Коныч? Действительно, на поверхности таких тканей даже самый искусный распошивочный шов не замаскирует следа разрыва. Да и сутюжить слабпну, пузырп па таких тканях почти невозможно. Поэтому подход к штопке здесь будет другой. Давайте мыслить по-совремеп-ному. Если трудно сделать заплатку незаметной — сделаем ее красивой! Разорванный рукав куртки или рубашки украсим цветной анпликацпей или декоративной вставкой. В продольный разрыв на брючине нли рукаве вставим декоративную молнию, а то п кармашек вошьем — их сейчас где только не делают! И по- 25 |